Толерантность как подход к формированию критического мышления будущих педагогов

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258213
        180 123

Аннотация

В статье рассматривается актуальность толерантности в эпоху глобализации и значение толерантного подхода в формировании критического мышления будущих педагогов. Авторы обосновывают, что толерантность способствует объективному анализу, самостоятельному заключению, развитию навыков оценки информации в критическом мышлении будущих педагогов. Кроме того, изучается толерантный подход как неотъемлемая часть профессиональной этики будущих педагогов следующим образом: открытость, готовность учитывать различные мнения и культурные особенности обучающихся в школе, гуманизм, эмпатия, ответственность и др.

Авторы рассматривают научные публикации, опубликованные в международной базе данных Web of Science и Scopus, в соответствии с тематикой статьи в 4 направлениях: 1) уважение индивидуальности (особенностей); 2) принятие разнообразия (различия); 3) слушание и диалог; 4) умение принимать критику и достигать согласия. Вместе с тем, опубликованные научные труды по вопросам толерантности и критического мышления группируются следующим образом: 1) по научным статьям; 2) по учебникам и методическим пособиям; 3) по нормативным документам и международным декларациям; 4) по психологическим тренингам и упражнениям; 5) по кейсам и практическим заданиям; 6) по видеоматериалам и лекциям; 7) по справочным и интерактивным ресурсам.

Проводится анкетирование студентов специальностей «Педагогика и психология», «Педагогика и методика начального обучения» университета им. Ж. Ташенева, начальный и завершающий эксперимент в соответствии с уровнями (системное мышление, рефлексивное, творческое, коммуникативное, оценочное) и компонентами толерантности (понимание, взаимопонимание, сотрудничество). Проводится анализ совокупности применяемых эффективных методов в соответствии с этапами (подготовка, деление на группы и инструктаж, структурирование критического мышления, рефлексия и обобщение, оценка и обратная связь) формирования критического мышления.

Ключевые слова: толерантность, толерантный подход, критическое мышление, понимание, взаимопонимание, сотрудничество, подход.

Биографии авторов

M. Сейдина, Университет Ж. Ташенeва, г. Шымкент, Казахстан

PhD, и.о. ассоциированного профессора, университет Ж. Ташенeва (г. Шымкент, Казахстан, e-mail: moldir_03_87@mail.ru)

Ж. Бекбаева, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г.Астана

PhD, старший преподаватель, ЕНУ имени Л.Н. Гумилева (г. Астана, Казахстан, e-mail: bekbayeva@inbox.ru)

Ж. Махамбетова , Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г.Астана

PhD, старший преподаватель, ЕНУ имени Л.Н. Гумилева (г. Астана, Казахстан, e-mail: mzhamilyam@gmail.com)

 

Загрузки

Как цитировать

Сейдина, М., Бекбаева, . Ж., & Махамбетова , . Ж. (2025). Толерантность как подход к формированию критического мышления будущих педагогов. Journal of Educational Sciences, 82(1), 28–40. https://doi.org/10.26577/JES20258213

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.