Арт-педагогический аспект профилактики суицидальных проявлений среди подростков и молодежи. Жасөспірімдер мен жастар арасындағы суицидті көріністердің арт-педагогикалық алдын- алу аспектісі.

Авторы

  • G.A. Kassen. Казахский национальный университет им. аль-Фараби.
  • Z.B. Madalieva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби.
  • A.B. Mukasheva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби.
        61 32

Ключевые слова:

суицидальное поведение суицидальные проявления, арт-терапия, арт-педагогика, арт-методы, арт-педагогический сеанс, интериоризация, позитивный настрой. суицидті мінез- құлық, суицидті көрініс, арт-әдістер, арт-педагогикалық сеанс.

Аннотация

Авторы рассматривают арт-педагогические методы в качестве оптимального инструмента в решении сложной проблемы суицида среди детей и подростков. На основании контент- анализа публикаций выявлены этапы в развитии арт-терапевтических услуг, обобщены сведения об опыте стран мира в развитии национальных и региональных арт-педагогических и арт-терапевтических школ. Содержание арт-педагогической деятельности в профилактике аномальных проявлений в обществе выделяется на основе приведения результатов анкетирования после пробного арт-педагогического сеанса, проведенного с подростками и молодыми людьми 14-19 лет. Возможности арт-педагогики и арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения во многом предопределят решение проблемы раннего предупреждения суицидальных тенденций подростков и молодежи в Казахстане. Подготовлена в рамках проекта
МОН РК «Арт-педагогика и арт-терапия для профилактики суицидального
поведения молодежи в Казахстане: разработка научных основ и практических технологий».

Мақалада авторлар арт-педагогикалық әдістерді балалар мен жасөспірімдер
арасындағы суицидтің қиын мәселелерін шешудегі белсенді инструмент
ретінде қарастырады. Арт-әдістер (немесе арт-педагогика әдістері) жасөспірімдерге
туындаған мәселені сөзбен айтып жеткізуге қиындық тудыратын жағдайларда:
арт-терапия аясында өте қолжетімді және «жеңілденген » сезімдермен жұмыc істеуге,
оларды зерттеу мен символикалық деңгейде таратуға және көрініс берген сезімдерді,
қажеттіліктерді білдіру мен өзектендіруге мүмкіндік береді. Зерттеліп отырған мәселелер бойынша барлық дәйектерді жинақтап, басылымдарды контент талдау негізінде арт-терапиялық қызметтердің даму кезеңдері айқындалып, әлем елдері
және ұлттық, аймақтық арт-педагогикалық және арт-терапиялық мектептердің
тәжірибелері туралы мәліметтер алынды. ҚР Білім және Ғылым Министірлігінің
«Қазақстандағы жастардың суицидті мінез- құлықты алдын- алу үшін арт-педагогика және арт-терапия: ғылыми негіздері мен тәжірибелік технологиялары » жобасы аясында дайындалған.

Библиографические ссылки

1 Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. – М.: Медицина, 1989. – 304 с.
2 Копытин А.И. Системная арт-терапия / А. И. Копытин. – СПб.: Питер, 2001. –224 с.
3 Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала ». – СПб.: Речь, 2002.–144 с.
4 Копытин Е.А. Арт-терапия / Е. А. Копытин. – М.: Новые горизонты, 2006.– 336 с.
5 Копытин А.И. Арт-терапия наркоманий: лечение, реабилитация, постреабилитация / А.И. Копытин, О.В. Богачев.–
М.: Психотерапия, 2008. – 172 с. 6 Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе
учителя: учебно- методическое пособие для учителя иностранного языка. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
7 Сергеева Н.Ю. Артпедагогика: радость самовыражения: учебно- методическое пособие. – Чебоксары: гос.
пед.университет им. И.Я. Яковлева, 2003. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26_NII_2011/Pedagogic /2_90069.doc. htm.
8 Гришина А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования: автореферат на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук. – Волгоград:
Волгоградский государственный педагогический университет,
2004. – С.13.
9 Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
10 Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов
помогающих профессий / В. Л. Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
11 Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании. – М.: Издательский центр «Академия », 2001. – 248 c.
12 Колошина Т.Ю. Арт-терапия: методические рекомендации. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/correctionalwork-
school-psychologist/171 psixoterapiya/1473-dramaterapiya
13 Копытин А.И. Арт-терапия в контексте культуры и технологии // Материалы международной конференции «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении
здоровья и развитии человеческого потенциала». – М., 2010. – С. 21-27.
14 Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология
для взрослых и детей. – М.: Когелет. 2001. – 48 с.
15 European Consortium of Arts Therapies Education. Directory of European training courses. – Paris: Rene Descartes University,
2005. – 114 p.
16 Walsh S.M., Weiss S. Art intervention with family caregivers and patients with cancer // Oncology Nursing Forum. – 2003.
– Vol. 30, № 6. – P. 924-930.

Загрузки

Как цитировать

Kassen., G., Madalieva., Z., & Mukasheva., A. (2016). Арт-педагогический аспект профилактики суицидальных проявлений среди подростков и молодежи. Жасөспірімдер мен жастар арасындағы суицидті көріністердің арт-педагогикалық алдын- алу аспектісі. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 45(2). извлечено от https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/303

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования