Арт-педагогический аспект профилактики суицидальных проявлений среди подростков и молодежи. Жасөспірімдер мен жастар арасындағы суицидті көріністердің арт-педагогикалық алдын- алу аспектісі.

  • G.A. Kassen. Казахский национальный университет им. аль-Фараби.
  • Z.B. Madalieva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби.
  • A.B. Mukasheva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби.

Аннотация

Авторы рассматривают арт-педагогические методы в качестве оптимального инструмента в решении сложной проблемы суицида среди детей и подростков. На основании контент- анализа публикаций выявлены этапы в развитии арт-терапевтических услуг, обобщены сведения об опыте стран мира в развитии национальных и региональных арт-педагогических и арт-терапевтических школ. Содержание арт-педагогической деятельности в профилактике аномальных проявлений в обществе выделяется на основе приведения результатов анкетирования после пробного арт-педагогического сеанса, проведенного с подростками и молодыми людьми 14-19 лет. Возможности арт-педагогики и арт-терапии в контексте профилактики суицидального поведения во многом предопределят решение проблемы раннего предупреждения суицидальных тенденций подростков и молодежи в Казахстане. Подготовлена в рамках проектаМОН РК «Арт-педагогика и арт-терапия для профилактики суицидальногоповедения молодежи в Казахстане: разработка научных основ и практических технологий».Мақалада авторлар арт-педагогикалық әдістерді балалар мен жасөспірімдерарасындағы суицидтің қиын мәселелерін шешудегі белсенді инструментретінде қарастырады. Арт-әдістер (немесе арт-педагогика әдістері) жасөспірімдергетуындаған мәселені сөзбен айтып жеткізуге қиындық тудыратын жағдайларда:арт-терапия аясында өте қолжетімді және «жеңілденген » сезімдермен жұмыc істеуге,оларды зерттеу мен символикалық деңгейде таратуға және көрініс берген сезімдерді,қажеттіліктерді білдіру мен өзектендіруге мүмкіндік береді. Зерттеліп отырған мәселелер бойынша барлық дәйектерді жинақтап, басылымдарды контент талдау негізінде арт-терапиялық қызметтердің даму кезеңдері айқындалып, әлем елдеріжәне ұлттық, аймақтық арт-педагогикалық және арт-терапиялық мектептердіңтәжірибелері туралы мәліметтер алынды. ҚР Білім және Ғылым Министірлігінің«Қазақстандағы жастардың суицидті мінез- құлықты алдын- алу үшін арт-педагогика және арт-терапия: ғылыми негіздері мен тәжірибелік технологиялары » жобасы аясында дайындалған.

Литература

1 Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. – М.: Медицина, 1989. – 304 с.
2 Копытин А.И. Системная арт-терапия / А. И. Копытин. – СПб.: Питер, 2001. –224 с.
3 Копытин А.И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала ». – СПб.: Речь, 2002.–144 с.
4 Копытин Е.А. Арт-терапия / Е. А. Копытин. – М.: Новые горизонты, 2006.– 336 с.
5 Копытин А.И. Арт-терапия наркоманий: лечение, реабилитация, постреабилитация / А.И. Копытин, О.В. Богачев.–
М.: Психотерапия, 2008. – 172 с. 6 Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе
учителя: учебно- методическое пособие для учителя иностранного языка. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
7 Сергеева Н.Ю. Артпедагогика: радость самовыражения: учебно- методическое пособие. – Чебоксары: гос.
пед.университет им. И.Я. Яковлева, 2003. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/26_NII_2011/Pedagogic /2_90069.doc. htm.
8 Гришина А.В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования: автореферат на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук. – Волгоград:
Волгоградский государственный педагогический университет,
2004. – С.13.
9 Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
10 Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов
помогающих профессий / В. Л. Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005. – 101 с.
11 Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном
образовании. – М.: Издательский центр «Академия », 2001. – 248 c.
12 Колошина Т.Ю. Арт-терапия: методические рекомендации. Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/correctionalwork-
school-psychologist/171 psixoterapiya/1473-dramaterapiya
13 Копытин А.И. Арт-терапия в контексте культуры и технологии // Материалы международной конференции «Арт-терапия и творческое самовыражение в сохранении
здоровья и развитии человеческого потенциала». – М., 2010. – С. 21-27.
14 Кузьмина Е. Р. Нарисуй мне о себе: практическая психология
для взрослых и детей. – М.: Когелет. 2001. – 48 с.
15 European Consortium of Arts Therapies Education. Directory of European training courses. – Paris: Rene Descartes University,
2005. – 114 p.
16 Walsh S.M., Weiss S. Art intervention with family caregivers and patients with cancer // Oncology Nursing Forum. – 2003.
– Vol. 30, № 6. – P. 924-930.
Как цитировать
KASSEN., G.A.; MADALIEVA., Z.B.; MUKASHEVA., A.B.. Арт-педагогический аспект профилактики суицидальных проявлений среди подростков и молодежи. Жасөспірімдер мен жастар арасындағы суицидті көріністердің арт-педагогикалық алдын- алу аспектісі.. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 45, n. 2, may 2016. ISSN 2520-2650. Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/303>. Дата доступа: 21 sep. 2021
Раздел
Психолого-педагогические исследования

Ключевые слова

суицидальное поведение суицидальные проявления; арт-терапия; арт-педагогика; арт-методы; арт-педагогический сеанс; интериоризация; позитивный настрой. суицидті мінез- құлық; суицидті көрініс; арт-терапия; арт-әдістер; арт-педагогикалық сеанс.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.