Система высшего и послевузовского образования Республики Казахстан: прошлое и настоящее. Қазақстан Республикасы жоғары және жоғары оқу орыннан кейінгі білім беру жүйесі: өткені мен қазіргі жағдайы.

  • A. Assylbekova. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Аннотация

В статье освещаются основные тренды развития системы высшего и послевузовской образования Республики Казахстан с начала 1990-х по настоящее время. За времянезависимости в Казахстане была проведена серия реформ в образовании, в том числе в области высшего и послевузовского образования. Это внедрение основныхпринципов Болонского процесса: трехуровневой модели подготовки кадров, независимой оценки качества через проведение аккредитации вузов и образовательных программ, кредитной системы обучения и обеспечение автономности вузов и выдачи приложения к диплому. Более того был расширен доступк высшему образованию через проведение ЕНТ и увеличения образовательного заказа на подготовку кадров по программам высшего образования. К тому же одаренная молодежь Казахстана получила возможность обучаться в лучших вузахмира по международной программе «Болашақ» и повышать уровень своих знаний у ведущих отечественных и мировых ученых в Назарбаев Университет. В целях дальнейшего развития системы высшего и послевузовского образования необходимадальнейшая работа по повышению научного потенциала вузов, участие заинтересованных сторон в определении содержания высшего и послевузовского образования и государственная поддержка системы обеспечения качества.Мақалада 90-жылдардың басынан бастап қазіргі уақытқа дейінгі жоғары және жоғары оқу орыннан кейінгі білім беру жүйесінде орын алып отырған негізгітрендтер қарастырылуда. Қазақстанда тәуелсіздік алған кезден бастап аталған бағытта бірқатар реформалар жүзеге асырылды.Мәселен, Болон үрдісінің келесі негізгі қағидалары енгізілді: мамандар даярлаудың үш деңгейлі моделі,жоғары оқу орындары мен білім беру бағдарламаларын аккредиттеу арқылыжүзеге асырылатын сапаны тәуелсіз бағалау, кередиттік оқыту жүйесі, жоғары оқу орындары автономиясын қамтамасыз ету мен дипломға қосымша беру және т.б. Сонымен қатар, бірыңғай ұлттық тестілеуді енгізу және жоғары білім беру бағдарламалары бойынша дайындалатын мамандарға тапсырысты арттыру арқылы жоғарғы білім қол жетімділігі арттырылды. Қазақстанның дарынды азаматтары «Болашақ » халықаралық бағдарламасы арқылы әлемнің үздік жоғары оқу орындарында білім алып, Назарбаев Университетінде білімдерін шыңдауға мүмкіндікалды. Дегенмен, жоғарғы жоғары және жоғары оқу орыннан кейінгі білім беру жүйесіндамыту мақсатында жоғары оқу орындарының ғылыми әлеуетін арттырып, мүдделі тараптардың білім беру мазмұнын анықтауға қатыстырып, сапаны қамтамасыз етудемемлекеттік қолдауды күшейту қажет.

Литература

1 UNESCO. Национальный доклад по развитию системы высшего образования Республики Казахстан // http://www.
unesco.kz/education/he/kazakh/kazakh_ru.htm Accessed on September, 9, 2015.
2 Каланова Ш.М., Омирбаев С.М. Национальная система и образовательные стандарты высшего образования в
Республике Казахстан: Аналитический доклад. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 118 с. – 45 с.
3 Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева Народу казахстана Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства // http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742. – Астана, 2012.
4 The 2015 IMD World Competitiveness Scoreboard http://www.imd.org/uupload/imd.website/wcc/scoreboard.pdf.
5 Кабатаева Б.С., Кабатаева Р.С. О дальнейшем совершенствовании системы подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике Казахстан // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки»: – 2014−3 (43) − С. 32-37.
6 Агентство Республики Казахстан по статистике. Подготовка кадров высшей научной квалификации в РК за 2001 год // URL file: //C:/Users/73B5~1/AppData/Local/Temp/Rar$EXa0.941/osi/837940.html.
7 Агентство Республики Казахстан по статистике. Официально статистическая информация. Оперативные данные (экспресс информация, бюллетени). Образование. Численность студентов высших учебных заведений // URL http://stat.gov.kz/faces/wcnav_externalId/homeNumbersEducation?_adf.ctrl-state=14q7eukykj_17&_afrLoop=18870837699452474.
8 Сайт «Международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак». История программы.» // URL
http://www.bolashak.gov.kz/ru/o-stipendii/istoriya-razvitiy /21-istoriya-sozdaniya.html.
9 Центр Болонского процесса и академической мобильности. Реализация Болонского процесса в Республике Казахстан // URL http://naric-kazakhstan.kz/ru/realizatsiya-bolonskogo-protsessa/realizatsiya-bp-v-rk.
10 «Закон об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III. – Астана, 2007.
11 Национальное агентство по статистике. «Послевузовское образование (1990-2010)». http:// www.stat.kz.
12 Национальное агентство по статистике. «Число высших учебных заведений (2003/04-2014/15)» // http://www.stat.kz.
13 НЦОСО. Статистика системы образования Республики Казахстан. Национальный сборник. – 2014 г. – 224 с. – 163 с.
14 QS World University Rankings® 2015/16 http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2 015#sorting=rank+region=+country=104+faculty=+stars=false+search=. Accessed on September, 1, 2015.
15 Ranking Web of Universities // http://www.webometrics.info/en/Asia/Kazakstan.
16 Годовой отчет АО «Национальное агентство по технологическому развитию» за 2014 год // http://natd.gov.kz/wpcontent/uploads/2015/10/GO-2014-23.06.2015-rev-1-korrektsiya-07.07.2015.pdf, 29-30 с.
17 Ирсалиев С., Култуманова А., Булдыбаев Т., Карбаева Г., Нурланов Е., Шаймуратова Ш., Ногайбаева Г., Кусиденова Г.,
Ибрашева А., Алямова З., Алпысбаева М., Манакова К. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан. – Астана: АО «ИАЦ», 2015. – 273 с. – 183 c. // http://icrov-pvl.gov.kz/files/blogs/1441272992482.pdf.
18 Сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан. Отчет о реализации Стратегического плана
Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2014-2018 годы // http://www.edu.gov.kz/ru/strategy/otchet-orealizacii-strategicheskogo-plana-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-respubliki.
19 Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015 – 2019 годы, утвержденный Указом
Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 1030.
20 Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 августа 2014 года № 353 Об утверждении
составов наблюдательных советов республиканских государственных предприятий на праве хозяйственного ведения
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 12.03.2015 г.). – Астана, 2015.
21 ГОСО РК 5.04.019-2011. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Высшее образование. Бакалавриат. Основные положения // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31027312.
22 ГОСО РК 5.04.033-2011.Послевузовское образование. Магистратура. Основные положения // http://online.zakon.kz/
document/?doc_id=31027202.
23 ГОСО РК 5.04.034-2011.Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан.Послевузовское образование. Докторантура // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31027293.
24 Указ Президента Республики Казахстан «О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» от 11 октября 2004 года N 1459 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/U040001459. − Астана, 2009.
25 Закон Республики Казахстан об образовании от 07.06.1999 N 389-1. http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=00117&all=all.
− Астана,1999.
26 Каланова Ш.М. Будущее независимой аккредитации в Казахстане. «Аккредитация в образовании» // http://www.
akvobr.ru/nezavisimaja_akkreditacia_v_kazahstane.html. – Астана, 2012.
27 Национальный центр оценки качества образования. Национальный доклад о состоянии и развитии Республики
Казахстан. – Астана, 2011. – 75 с. – 48 с.
28 Указ Президента Республики Казахстан Об утверждении Государственной программы развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года. − Астана, 2010.
29 Закон Республики Казахстан от 13 ноября 2015 года № 398-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» // http://online.zakon.kz/Document/?doc_
id=36484185#pos=456;8. – Астана, 2015.
30 Список аккредитованных вузов. Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании //http://iqaa.kz/ru/reestr-akkreditovannykh-organizatsij-obrazovaniya/vuzy/spisok-akkreditovannykh-vuzov.
31 Перечень аккредитованных организации образования. Независимое агентство аккредитации и рейтинга // http://
www.iaar.kz/ru/accreditation-ru/perechen-akkreditovannykh-organizatsii-obrazovaniya.
32 ASIIN. Accredited Degree Programmes // http://www.asiin-ev.de/pages/en/asiin-e.-v/programme-accreditatio /accrediteddegree-programmes.php?lang=EN.
33 ACQUIN. Accredited programmes // http://www.hs kompass2.de/kompass/servlet/SuperXmlTabelle.
34 QA. Decisions on accreditation // https://www.aq.ac.a /en/decisions-on-accreditation-and-certification/decisions_higher_
education_institutions_outside_Austria.php.
35 ABET. Accredited programs // http://main.abet.org/aps/accreditedprogramsearch.aspx.
36 ACBSP. Accredited programs // http://www.acbsp.org/?page=search_accredited.
37 FIBAA. Programme Accreditation. Accredited Study Programmes // http://www.fibaa.org/nc/en/procedures-at-programmelevel/prog-according-to-fibaa-quality-standards/accredited-programmes.html?menu=weitere.
Как цитировать
ASSYLBEKOVA., A.. Система высшего и послевузовского образования Республики Казахстан: прошлое и настоящее. Қазақстан Республикасы жоғары және жоғары оқу орыннан кейінгі білім беру жүйесі: өткені мен қазіргі жағдайы.. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 46, n. 3, may 2016. ISSN 2520-2650. Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/321>. Дата доступа: 27 feb. 2021
Раздел
История. Методология современного образования..

Ключевые слова

высшее и послевузовское образование обеспечение качества; аккредитация;жоғарғы және жоғарғы білімнен кейінгі білім беру; сапаны қамтамасыз ету; аккредитация;

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.