Проектирование педагогических компетенций в структуре профессиональной подготовки преподавателей.Педагогикалық құзыреттілікті жобалау оқытушы даярлаудың құраушы компоненті ретінде.
Ключевые слова:
университетское образование, преподаватель высшей школы, личность специалиста, проектная культура, компетентность, педагогическая компетентность, профессиональная самостоятельность, профессиональная мобильность, профессионализм и др, университеттік білім,Аннотация
В статье авторы рассматривают вопрос подготовки преподавателя высшей школы в университетском образовании.Важнейшая задача профессионального образования– проектирование
профессиональных компетенций и через это и личности будещего специалиста.Такой подход предполагает единство личных и профессиональных качеств:профессиональной самостоятельности,
профессиональной мобильности,педагогической компетентности,профессионализма,ответственности
и др. Представлены программно-целевые координаты и направления методической компетенции
преподавателя вуза.Спроектирована модель формирования профессиональной компетенции преподавателя вуза.В модели представлены 100 параметров оценки качества деятельности преподавателя высшей школы.Они сгруппированы в дидактические,организационные,гностические, воспитательные,личностно-индивидуальные,художественные и другие.Авторы делают вывод,что для формирования педагогической компетентности особое значение имеет сам личностный компонент.
Мақалада авторлар университеттік білім беру аспектісінде жоғары мектеп оқытушыларын даярлауды қарастырады.Авторлар кәсіби білім берудің маңызды міндеті болашақ маманның тұлғасын жобалау деп атап көрсетеді.Сондайақ, бұл жеке және кәсіби сапалардың:кәсіби дербестік,кәсіби мобильділік,педагогикалық құзыреттілік,кәсібилік,жауапкершілік және т.б. бірлігін қамтамасыз
етеді деген тұжырым жасайды.Қорыта келе,педагогикалық құзыреттілікті қалыптастыруда оның жеке компоненттері маңызды болып табылады дейді.
Библиографические ссылки
оқытушысын даярлау мәселесі.Монография.– Алматы 2003. – 153 б.
2 Баширова Ж.Р. О методологическом базисе новой модели
образования // Высшая школа Казахстана.– 2004. – №1.– С. 62-71.
3 Педагогика:учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
/ под ред. В.А. Сластенина.– М.: Издательский центр «Академия
», 2002. – 576 с.
4 Богданов В.В. Коммуникативная компетенция и коммуникативное лидерство.Язык, дискурс и личность.– Тверь:
Изд-во ТГУ, 1990.
5 Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества
образования / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в
образовании.– 1999. – № 2. – С. 41–48.
6 Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования
в школе.– М., 1999.
7 Зимняя И.А. Ключевые компетенции– новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование
сегодня.– 2003. – № 5. – С. 3-10.
8 Якунин В.А. Педагогическая психология.– СПб.: Полиус,1998.
9 Гершунский Б. С. Философия образования / Б.С. Гершунский.
– М.: Московский психолого-социальный институт,1998. – 432 с.
10 Шепель В.М. Управленческая антропология.Человековедческая
компетентность менеджера.– М., 2000.
11 Ландшеер В. Концепции«минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспективы.Вопросы образования.–1988. – № 1.
12 Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного
обучения:Методическое пособие / М.А. Чошанов.– М.:Народное
образование,1996. – 160 с.
13 Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития
учителя / Л.М. Митина.– М.: Академия,2004. –320 с.
14 Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса.– М., 1972.
15 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам).
– М.: Икар, 2009. – 448 с.