Концептуализация образовательной политики: история, теория и практика. Білім беру саясатының тұжырымдалуы: тарих, теория жəне практика.
Ключевые слова:
образовательная политика, концептуализация стратегия, системный анализ, білім беру саясаты, тұжырымдалу, стратегия, жүйелі талдау,Аннотация
В статье раскрыты исторические и теоретические предпосылки концептуализации образовательной политики. Представлен анализ фундаментальных трудов, посвященных исследованию системных осно- ваний моделирования стратегии образования (Ф. Кумбс, Б. Гершунский, казахстанцы – А.Нурмагамбетов, А.Кусаинов, А.Булатбаева и др.). Дано определение концептуализации образовательной политики как способа ее осмысления с позиции теории создания педагогической концепции. Предложена классификация концепций в области образовательной политики. Рассмотрены требования к модели метаконцепции. В практике реализации концепций образовательной политики рассмотрены стратегиональная организация образования (маршрут-перспектива – программа – методика – ориентир – конкретизация) и маршрутиза- ция организации образования (обновляются содержание, методы обучения, способы организации целостного педагогического процесса). Использование в процессе проектирования и маршрутного построения содержания образования в общеобразовательной школе технологии эвристического обучения способствовало инновационному обновлению содержания образования, его частичной интеграции и структурной перестройке. Статья подготовлена в рамках выполнения гранта МОН РК «Исследование образовательной политики Казахстана и стран Eвропы: сравнительный аспект для развития человеческого капитала и формирования интеллектуальной нации». Мақалада білім беру саясатының тұжырымдалуының тарихи жəне теориялық алғышарттары қарастырылады. Білім беру стратегияларын модельдеу бойынша (Ф. Кумбс, Б. Гершунский, қазақстан дықтар – А.Нұрмағамбетов, А.Құсайынов, А.Болатбаева жəне т.б.) жүргізілген іргелі зерттеулерге жүйелі жасалған талдаулар көрсетіледі. Білім беру саясатының тұжырымдалуын педагогикалық тұжы рымдамаларды жасау теориялары тұрғысынан қарастыра отырып, оған түсіндірудің бір əдісі ретінде анықтама беріледі. Білім беру саясаты саласы бойынша дайындалған тұжырымдамалардың классификациясы ұсынылады. Метатұжырымдамалар моделіне қойылатын талаптар туралы айтылады. Білім беру саясатының тұжырымдамасын жүзеге асыру практикасында білім беруді стратегиялық ұйымдастырудың (маршрут – болашақ – бағдарлама – əдістеме – бағдарлау – нақтылау) жəне білім беруді ұйымдастыру маршруттары ( білім мазмұны жаңарады, оқыту əдістері, тұтас педагогикалық үдерісті ұйымдастырудың əдістері) қарастырылады. Жалпы білім беретін мектептердегі білім мазмұнын жобалау мен маршруттық құрастыруда эвристикалық оқыту технологиялары білім мазмұнының инновациялық жаңаруына, жарты- лай интеграциялануына жəне құрылымдық қайта құрылуына септігін тигізеді. Мақала «Қазақстан жəне Еуропа елдерінің білім беру саясатын зерттеу: интеллектуалды ұлт қалыптастыру жəне адам капиталын дамытудың салыстырмалы аспектісі» тақырыбындағы ҚР БжҒМ гранты бойынша дайындалды.Библиографические ссылки
1 Тагунова И.А. Международные исследовательские проекты в образовании // Педагогика. – 1993. – № 5. –С. 105-109.
2 Кусаинов А.К. Развитие образования в Казахстане и Германии. – Алматы: Ғылым, 1997. – 204 с.
3 Конституция Республики Казахстан //В редакции Законов Республики Казахстан от 07.10.1998 г. N284-1,21.05.2007 г. № 254-III ЗРК (на казахском и русском языках); Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (на казахском и русском языках); Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы. – Астана, 2004. (на казахском и русском языках); Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге
нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу
Казахстана. – Астана: Елорда, 2006. – 48 с.
4 Кумбс Ф. Кризис образования в мире: системный анализ. – М.: Прогресс, 1970.
5 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Изд-во «Совершенство», 1989. – 608 с.
6 Гершунский Б.С. Обазовательно-педагогическая прогностика. – М., 2009.
7 Нурмагамбетов А.А. Образовательная политика Республики Казахстан в контексте трансформации системы высшего образования. – Алматы: Қазақ университеті, 2002. – 354 с.
8 Кусаинов А.К., Булатбаева А.А. Образовательная политика: сравнительный анализ: Монография. – Алматы: Изд-во «ROND&A», 2009. – 116 с.
9 Булатбаева А.А., Мынбаева А.К. Контент-анализ казахстанских интернет сайтов по образовательной политике // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2013. – №2 (39). – С. 29-37.
10 Садыков Т.С. Проблемы устойчивого развития высшей школы в условиях глобализации. – Алматы: Ғылым, 2003. – 208 с.
11 Нуртазина Р.А. Образовательная политика Республики Казахстан в условиях глобализации: дисс. … докт.полит.наук. по специальности 230002. – Алматы, 2005. – 277 с.
12 Нейматов Я.М. Образование в ХХI Веке: тенденции и прогнозы. – М.: Изд-во «Алгоритм», 2002. – 480 с.
13 Мынбаева А.К. Современное образование в фокусе новых педагогических концепций, тенденций и идей: Монография. – Алматы: Раритет, 2005. – 90 с.
14 Днепров Э.Д. Образование и политика. В 2 т. – М., 2006. – 520 с.
15 Смолин О. Н. Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 416 с.
16 Фрумин И.Д. Образовательная политика: практика анализа: учебно-методический комплекс. – М.: МВСЭН, 2005. – 58 с.
17 Кусаинов А. Развитие образования: проблемы и перспективы. – Алматы: Изд-во «ROND&A», 2005. – 280 с.
18 Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Изд-во «Эгвес», 2011. – 152 с.
19 Сквирский В.Я. О разработке и оценке педагогических концепций // Сов. педагогика. – 1988. – № 12. – С. 53-58.
20 Управление развитием школы: практические шаги // Народное образование. – 1998. – № 4. – С. 29-36.
21 Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.– 320 с.
2 Кусаинов А.К. Развитие образования в Казахстане и Германии. – Алматы: Ғылым, 1997. – 204 с.
3 Конституция Республики Казахстан //В редакции Законов Республики Казахстан от 07.10.1998 г. N284-1,21.05.2007 г. № 254-III ЗРК (на казахском и русском языках); Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (на казахском и русском языках); Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы. – Астана, 2004. (на казахском и русском языках); Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге
нового рывка вперед в своем развитии. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу
Казахстана. – Астана: Елорда, 2006. – 48 с.
4 Кумбс Ф. Кризис образования в мире: системный анализ. – М.: Прогресс, 1970.
5 Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Изд-во «Совершенство», 1989. – 608 с.
6 Гершунский Б.С. Обазовательно-педагогическая прогностика. – М., 2009.
7 Нурмагамбетов А.А. Образовательная политика Республики Казахстан в контексте трансформации системы высшего образования. – Алматы: Қазақ университеті, 2002. – 354 с.
8 Кусаинов А.К., Булатбаева А.А. Образовательная политика: сравнительный анализ: Монография. – Алматы: Изд-во «ROND&A», 2009. – 116 с.
9 Булатбаева А.А., Мынбаева А.К. Контент-анализ казахстанских интернет сайтов по образовательной политике // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2013. – №2 (39). – С. 29-37.
10 Садыков Т.С. Проблемы устойчивого развития высшей школы в условиях глобализации. – Алматы: Ғылым, 2003. – 208 с.
11 Нуртазина Р.А. Образовательная политика Республики Казахстан в условиях глобализации: дисс. … докт.полит.наук. по специальности 230002. – Алматы, 2005. – 277 с.
12 Нейматов Я.М. Образование в ХХI Веке: тенденции и прогнозы. – М.: Изд-во «Алгоритм», 2002. – 480 с.
13 Мынбаева А.К. Современное образование в фокусе новых педагогических концепций, тенденций и идей: Монография. – Алматы: Раритет, 2005. – 90 с.
14 Днепров Э.Д. Образование и политика. В 2 т. – М., 2006. – 520 с.
15 Смолин О. Н. Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 416 с.
16 Фрумин И.Д. Образовательная политика: практика анализа: учебно-методический комплекс. – М.: МВСЭН, 2005. – 58 с.
17 Кусаинов А. Развитие образования: проблемы и перспективы. – Алматы: Изд-во «ROND&A», 2005. – 280 с.
18 Новиков А.М. Постиндустриальное образование. – М.: Изд-во «Эгвес», 2011. – 152 с.
19 Сквирский В.Я. О разработке и оценке педагогических концепций // Сов. педагогика. – 1988. – № 12. – С. 53-58.
20 Управление развитием школы: практические шаги // Народное образование. – 1998. – № 4. – С. 29-36.
21 Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.– 320 с.
Загрузки
Как цитировать
Taubayeva, S. T. (2016). Концептуализация образовательной политики: история, теория и практика. Білім беру саясатының тұжырымдалуы: тарих, теория жəне практика. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 41(1). извлечено от https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/37
Выпуск
Раздел
История. Методология современного образования..