АДЕКВАТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. Мемлекеттік аттестацияның Қазақстан мектептерінің жұмысының сапасын бағалаудағы барабарлығы

Авторы

  • S. Irsaliyev Международный научный комплекс «Астана»
  • A. Kopeyeva Департамент исследований АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
        348 39

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния государственной аттестации (ГА) и ее побочных эффектов на деятельность школ. По итогам исследования, анализа нормативных правовых актов и академической литературы сформулированы 6 выводов. Представлены результаты анкетирования и интервью 4 регионов Казахстана по вопросам ГА школ. На их основании обозначены 5 ключевых проблем реализации ГА школ и представлены рекомендации к их устранению. Предложены два варианта совершенствования ГА школ: обновленная модель госаттестации с критериями оценки; оптимизация существующей модели ГА. В рекомендациях авторов предлагается: создать обязательный к ознакомлению и исполнению этический кодекс для членов аттестационных комиссий и закрепить их личную ответственность за достоверность излагаемых результатов; ввести новую систему расчета прогресса школы, которая не будет полностью опираться на абсолютные показатели среза знаний во время ГА, и будет учитывать контекстные данные контингента школы; обеспечить доступ родителей к полным данным итогов аттестации; регламентировать обязательное использование результатов самооценки школы при ГА; сменить фокус ГА с контролирующей на мониторинговую функцию. Исследование проводилось в рамках гранта Фонда «Сорос- Казахстан» в 2016-17 гг.
Ключевые слова: государственная аттестация, инспектирование, эффективность школ, учитель, стратегическое поведение.

Библиографические ссылки

1 Список 100 школ, выпускники которых получили высокий средний балл по результатам ЕНТ / РГКП «Национальный центр тестирования», 2015 // Режим доступа: http://www.testcenter.kz/ru/stats/ent/ (дата обращения 25.10.2017);
2 Международная программа оценки образовательных достижений обучающихся / АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК. – 2016 // Режим доступа: по ссылке http://iac.kz/ru/project/pisa. Дата 25.10.2017
3 Mеждународное исследование качества математического и естественно-научного образования / АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК. – 2016 // Режим доступа: http://iac.kz/ru/project/timss Дата 25.10.2017
4 Правила государственной аттестации организаций образования / Утв. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1270 от 24.12.2007г. – Астана, 2017.
5 Rosenthal, L. Do school inspections improve school quality? Ofsted inspections and school examination results in the UK // Economics of education review. – 2003. – V.23.
6 Perryman J. Inspection and the fabrication of professional and performative processes // Journal of Education Policy. – 2009.– 24(5).
7 Courtney, S. Post-panopticism and school inspection in England // British Journal of Sociology of Education. – 2016. –37(4).
8 Inge F. de Wolf, Frans J. G. Janssens. Effects and side effects of inspections and accountability in education: an overview of empirical studies // Oxford Review of Education, 2007. – V.33:3. – P. 379-396;
9 Ehren, M., Gustafsson, J., Altrichter, H., Skedsmo, G., Kemethofer, D., Huber, S. Comparing effects and side effects of different school inspection systems across Europe // Comparative Education. – 2015. -V. 51(3). – P. 375-400;
10 Ehren, M., Shackleton, N. Mechanisms of Change in Dutch Inspected Schools: Comparing Schools in Different Inspection Treatments // British Journal of Educational Studies. – 2015. – V. 64(2). – P. 185-213.
11 Ehren, М, Swanborn, М. Strategic data use of schools in accountability systems // School Effectiveness and School Improvement: An International Journal of Research, Policy and Practice. 2015. – V.23:2. – P.257-280.
12 Nelson, R., Ehren M. Review and synthesis of evidence on the (mechanisms of) impact of school inspections. – 2014.
13 Ehren, M., Visscher, A. Towards a theory on the impact of school inspections // British Journal of Educational Studies. –2006. – V. 54(1). – P. 51-72.
14 Ehren, M.,Visscher, A. The relationships between school inspections, school characteristics and school improvement // British Journal of Educational Studies. – 2008. – V. 56(2). – P. 205-227.
15 Казахстан: автономия и подотчетность школ. Страновой отчет Saber // Всемирный Банк. – 2013.
16 АО «Информационно-аналитический центр» МОН РК (2016) «Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан»;
17 Ball, S. The teacher’s soul and the terrors of performativity // Journal of Education Policy. – 2003. – V. 18(2).
18 Penninckx, M. Effects and side effects of school inspections: A general framework // Studies In Educational Evaluation. –2017. – V.52. – P. 1-11.
19 Критерии оценки организаций образования / утв. Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 февраля 2016 года № 124. – Астана, 2016.

Загрузки

Как цитировать

Irsaliyev, S., & Kopeyeva, A. (2018). АДЕКВАТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ШКОЛ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН. Мемлекеттік аттестацияның Қазақстан мектептерінің жұмысының сапасын бағалаудағы барабарлығы. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 53(4), 68–79. извлечено от https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/453

Выпуск

Раздел

Оценка и измерение в образовании: отечественный и зарубежный опыт