Личность как философское, педагогическое и социально-психологическое понятие
Аннотация
Процессы глобализации мирового развития влияют не только на расширение международной
интеграции, но и на развитие личности. Теория личности развивается преимущественно в
рамках общественных и гуманитарных наук. В начале развития общества теория личности
рассматривалась в философских науках. В данной статье личность рассматривается как
объект изучения общественных и гуманитарных наук. Предметом статьи являются некоторые
более интересные идеи, на взгляд автора, касающиеся теории личности как философское,
педагогическое и социально-психологическое понятие. Целью исследования является раскрытие
эволюции теории личности при определении его осново полагающих принципов. Рассмотрены
взгляды ключевых представителей философии, педагогики, психологии и наиболее интересные
их идеи. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности
высшей школы для развития культуры учителей и студентов, развитии взглядов и идей теории
и практики личностно ориентированного обучения. Методологическая основа исследования
– система принципов, приемов и способов исследования общих закономерностей развития
личности как философской, педагогической и социально-психологической категорий. В
частности, диалектический метод познания позволил рассмотреть проблему теории личности в
разных уровнях. В статье были анализированы концепции теории личности авторов зарубежных
стран, рассмотрены проблемы духовности, морали, социализации личности. Особое внимание
было уделено проблеме личности учителя в условиях личностно ориентированного обучения.
Результаты могут быть полезны в проектировании и осмыслении воспитательной работы вузов.
Ключевые слова: личность, понятие, учитель, личностно ориентированное обучение,
гуманистическая психология.