Инклюзии в образовании: технологии успешной адаптации студентов «Группы риска»
Аннотация
В статье рассматривается опыт адаптации студентов с особыми потребностями на факультете
философии и политологии КазНУ им. аль-Фараби по педагогическим специальностям. Обобщение
опыта учебной и воспитательной работ затрагивает временной отрезок с 2012 учебного
года по настоящее время. Непосредственно по специальностям «Педагогика и психология»,
«Социальная педагогика и самопознание» было выпущено более 300 молодых специалистов, из
которых 4 с особыми потребностями. Выпусники с особыми потребностями не только закончили
полный курс по специальностям, но и в настоящее время успешно реализуют себя в обществе,
продолжая развиваться, а также помогая адаптироваться другим воспитанникам, нуждающимся
в педагогической подержке. В результате обобщения опыта была разработана комплексная
концепция о том, как сопровождать и способствовать успешной адаптации студентов с
органиченными возможностями в вузе. Данная концепция, благодаря компексному и системному
подходу, включает средства и комплексные технологии успешной адаптации студентов «группы
риска»: кабинет инклюзии, а также такие технологии, как: «Социальное моделирование»,
«Тьютор», «Дорожная карта» (Форма «Встреча»), «Педагогической поддержки», «Прогулки»,
«Командное сотрудничество», «Консультация», «Мобильная передвижная школа». В данной
модели мы апробировали роль помощника «Тьютора» и ассистента-помощника (волонтера) из
среды однокурсников. Концепция интегрирует в себе результаты анализа опроса специалистов
инклюзивных организаций образования г.Алматы и положительные результаты практики вуза.
Ключевые слова: инклюзии, студенты с особыми потребностями, технологии поддержки,
технологии сопровождения.