Контент-анализ компонентов структуры профессиональных способностей обучающихся

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v71.i2.03
        125 152

Аннотация

В статье описаны этапы исследования способностей, начиная с момента их зарождения,
дальнейшего активного изучения до настоящего времени. Рассматриваются свойства
способностей, состав и формы, раскрывается связь профессиональных способностей с умениями,
навыками и компетенциями.
На основе качественного контент-анализа научных психолого-педагогических публикаций
зарубежных и отечественных авторов в период с 2016 по 2022 г. выведены структура и
компоненты профессиональных способностей не только по принципу частотности повторений,
но и по степени важности компонентов. Для определения структуры профессиональных
способностей было проанализированы научные публикации. Контент-анализ показал, что
структура профессиональных способностей – сложное и многокомпонентное образование,
включающее когнитивные способности (cognitive abilities) и не когнитивные способности (noncognitive abilities). Когнитивные (познавательные) способности выражаются в интеллектуальных
умениях и навыках, способах мышления, необходимых для применения полученных знаний в
новых и сложных ситуациях в профессиональной сфере и приобретения новых сопутствующих
знаний на протяжении всей жизни. Компонентный состав способностей меняется в зависимости
от вида конкретной профессиональной деятельности. К некогнитивным способностям относятся
индивидуально-личностные способности (individual capacities), влияющие на академические
достижения обучающихся и профессиональную деятельность в будущем.
Ключевые слова: профессиональные способности, умения, компетенции, когнитивные
способности, профессиональная деятельность.

Загрузки

Как цитировать

Kurakbayeva, A. (2022). Контент-анализ компонентов структуры профессиональных способностей обучающихся. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 71(2), 28–40. https://doi.org/10.26577/JES.2022.v71.i2.03

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.