Развитие навыков критического мышления у магистрантов с помощью проблемно-ориентированной модели обучения

Авторы

  • S. Bazarbayeva Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Казахстан, г. Туркестан http://orcid.org/0000-0001-8512-9169
  • N. Aitbayeva Международный университет туризма и гостеприимства, Казахстан, г.Туркестан http://orcid.org/0000-0002-0970-1896

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2023.v74.i1.02
        187 179

Аннотация

Критическое мышление является одним из важнейших навыков в системе образования
современного общества. Для развития данного навыка используется множество методов
и приемов обучения, в том числе метод проблемного обучения. В статье рассмотрена
эффективность модели проблемного обучения как стратегии по улучшению навыков критического
мышления у изучающих английский язык. Участниками этого исследования были 34 магистранта
программы академического письма Международного Казахско-Турецкого университета имени
Ходжи Ахмеда Ясави. Изучающие английский язык были разделены на экспериментальную
и контрольную группы. Авторы использовали предварительные и последующие тесты в
качестве инструмента сбора данных. Для анализа результатов тестирования были применены
количественный метод и описательный статистический анализ. Результаты тестов были измерены
в соответствии с шестью показателями уровня мышления таксономии Блума. Исследование
длилось пять недель и экспериментальная группа обучалась онлайн через платформу Google
classroom. В экспериментальном исследовании стратегия обучения использовалась в качестве
инструмента мозгового штурма для определения и решения проблем. Можно отметить, что
результаты экспериментальной группы после тестирования были значительно улучшены.
Экспериментальная группа получила высокие баллы по показателям понимания и оценки, набрав
на 79% и 76% больше средних баллов соответственно. Это означает, что они могут понимать
и оценивать любую информацию, которую они читают или слышат. В то время как другие
показатели, а именно запоминание (65%), применение (68%), создание (61%) и анализ (51%),
также были выше, чем результаты предыдущих тестов. Полученные результаты исследования
показали, что проблемно-ориентированный метод обучения является эффективным методом
развития критического мышления, и метод рекомендуется для самостоятельного применения в
любом учебном заведении. Также было обнаружено, что комплексное применение проблемно-
ориентированной модели обучения со стратегией интеллектуальных карт может улучшить
навыки критического мышления у изучающих английский язык.
Ключевые слова: критическое мышление, таксономия Блума, проблемное обучение,
интеллект-карта, MindMeister.

Загрузки

Опубликован

2023-03-20

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.