Модернизация магистерской программы на основе проекта исследования в действии: проблемы теории и практики развития академических навыков

Авторы

  • G. Rizakhojayeva Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави,Казахстан, г.Туркестан http://orcid.org/0000-0002-6791-243X
  • M. Akeshova Международный университет туризма и гостеприимства, Казахстан, г.Туркестан http://orcid.org/0000-0002-2264-4742
  • G. Yussupova Международный Казахско-Турецкий университет иемни Ходжа Ахмеда Ясави,Казахстан, г.Туркестан http://orcid.org/0000-0001-7399-9407

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.03
        155 516

Аннотация

В национальном проекте "Качественное образование - Образованная нация" предусматривается систематическое внедрение подхода Action Research в систему образования. Согласно ориентированному на будущее проекту «Знания и навыки 2030» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), качественное образование, навыки, способности и компетенции, непрерывное обучение, постановка целей, критическое мышление, творчество, самосознание - Важность улучшения и развития саморегуляции, «обучения обучению», когнитивных и метакогнитивных навыков. Проблемы,  выявленные на отечественном и зарубежном уровнях при формировании навыков магистерских исследований и академического письма, согласно результатам многочисленных исследований в этой сфере, связаны с разрывом между теорией и практикой, низким уровнем информационно-коммуникативных навыков, трудностями при обработке статистических данных, работой с библиографией с использованием информационных программ. В статье рассматривается необходимость последовательной реализации проекта по исследованию в действии, в рамках  магистерской программы Казахстана, с целью преодоления разрыва между теорией  и практикой, повышения качества научного исследования магистерских диссертаций и академического письма.  Данный аргумент был подтвержден  путем коллаборативного экспериментального исследования в трех циклах на основе проекта исследования в действии на платформе ZOOM (т.к. данная платформа активно используется в образовательном процессе и является наиболее доступным ресурсом, имея при этом преимущества как технического, организационного, так и креативного характера), с целью определения влияния когнитивных и метакогнитивных стратегий чтения на академическую успеваемость  студентов первого курса факультета Филологии. Усовершенствование предложенного проекта в соответствии с требованиями критериев успешности и внедрение его в магистерскую программу научно-педагогического профиля Казахстана  может решить проблемы теории и практики в области образования и науки.

Ключевые слова: проект исследования в действии, методология исследования в действии, магистерская диссертация, теоретическое знание, педагогическая практика, эксперимент, когнитивные и метакогнитивные стратегии.

Загрузки

Как цитировать

Rizakhojayeva, G., Akeshova, M., & Yussupova, G. (2022). Модернизация магистерской программы на основе проекта исследования в действии: проблемы теории и практики развития академических навыков. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 73(4), 30–40. https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.03

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.