Модернизация магистерской программы на основе проекта исследования в действии: проблемы теории и практики развития академических навыков
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2022.v73.i4.03Аннотация
В национальном проекте "Качественное образование - Образованная нация" предусматривается систематическое внедрение подхода Action Research в систему образования. Согласно ориентированному на будущее проекту «Знания и навыки 2030» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), качественное образование, навыки, способности и компетенции, непрерывное обучение, постановка целей, критическое мышление, творчество, самосознание - Важность улучшения и развития саморегуляции, «обучения обучению», когнитивных и метакогнитивных навыков. Проблемы, выявленные на отечественном и зарубежном уровнях при формировании навыков магистерских исследований и академического письма, согласно результатам многочисленных исследований в этой сфере, связаны с разрывом между теорией и практикой, низким уровнем информационно-коммуникативных навыков, трудностями при обработке статистических данных, работой с библиографией с использованием информационных программ. В статье рассматривается необходимость последовательной реализации проекта по исследованию в действии, в рамках магистерской программы Казахстана, с целью преодоления разрыва между теорией и практикой, повышения качества научного исследования магистерских диссертаций и академического письма. Данный аргумент был подтвержден путем коллаборативного экспериментального исследования в трех циклах на основе проекта исследования в действии на платформе ZOOM (т.к. данная платформа активно используется в образовательном процессе и является наиболее доступным ресурсом, имея при этом преимущества как технического, организационного, так и креативного характера), с целью определения влияния когнитивных и метакогнитивных стратегий чтения на академическую успеваемость студентов первого курса факультета Филологии. Усовершенствование предложенного проекта в соответствии с требованиями критериев успешности и внедрение его в магистерскую программу научно-педагогического профиля Казахстана может решить проблемы теории и практики в области образования и науки.
Ключевые слова: проект исследования в действии, методология исследования в действии, магистерская диссертация, теоретическое знание, педагогическая практика, эксперимент, когнитивные и метакогнитивные стратегии.