Формирование социально-правовой компетентности будущих социальных педагогов
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v77.i4.03Аннотация
Сложные и противоречивые процессы изменения всех сфер общественной жизни в Казахстане предъявляют особые требования к качеству профессиональной компетентности специалистов. В статье анализируется процесс решения теоретических и прикладных проблем, связанных с формированием профессионально-правовой компетентности социальных педагогов. Квалификационная характеристика социального педагога, включающая перечень должностных обязанностей, определяет основные виды помощи, оказываемой социальным педагогом ребенку, где социально-правовая компетентность направлена на защиту прав подростков и детей, содействие реализации правовых норм. Изучены социально-правовые аспекты гарантированной помощи различным категориям детей, правовое воспитание подрастающего поколения. Для эффективной реализации данных видов деятельности социальным педагогам необходимо знать нормативно-правовые документы в области прав ребенка, уметь использовать их в своей профессиональной деятельности, знать социально-правовые и социально-экономические основы деятельности. образовательных учреждений, оказывающих помощь детям и их семьям. Описаны педагогические условия, обеспечивающие эффективность ее реализации. Проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 47 студентов бакалавриата Евразийского национального университета имени Л.Гумилева. Формирующий эксперимент включал 4 этапа развития социально-правовой компетентности (информационно-познавательный, ценностно-ориентировочный, регулятивный и коммуникативный этапы). Показана динамика изменения социально-правовой компетентности социального педагога.
Ключевые слова: социальный педагог, социально-правовая компетентность, профессиональная компетентность.