Цифровая трансформация высшего образования: вызовы времени
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024v81.i4.5Аннотация
Статья представляет обзорное исследование по ключевым аспектам и характеристики процесса цифровой трансформации в современной системе высшего образования. В Республике Казахстан с 2018 года действует программа «Цифровой Казахстан», включающая пять основных направлений: «Цифровизация экономических отраслей», «Переход к цифровому государству», «Внедрение цифрового Шелкового пути», «Развитие человеческого потенциала» и «Формирование инновационной экосистемы». Анализ научно-теоретической литературы позволил выделить роль информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования. Н.Ю. Игнатова указывала на роль образования как одной из базовых сфер жизни человека. Это: 1. Цифровое преимущество – формирование интеллектуального капитала. 2. Проблемы IT-образования. 3. Пандемия и цифровая трансформация в образовании. 4. Кластерные принципы развития образования.
Цель исследования – определение роли информационных технологий в цифровой трансформации высшего образования. Основные материалы для исследования включают научно-теоретические источники, отчетные документы университета, а также заполненные анкеты с ответами респондентов, собранные в рамках социально-педагогической диагностики. Методы исследования включают анализ психолого-педагогической, социально-экономической и технической литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный и системно-структурный анализ; социологические опросы и анкетирование.
Результатами исследования являются описанные трансформационные процессы, происходящие в системе высшего образования, терминологический аппарат дидактики современного образовательного процесса с учетом цифровой трансформации, результаты социологического опроса студентов и преподавателей педагогического факультета Актюбинского регионального университета имени K. Жубанова.
Ключевые слова: цифровая трансформация, высшая школа, дидактика, трансформационные процессы, IT-образование.