Психолого-педагогические основы превентивных мер девиантного поведения. Девиантты мінез-құлықтың превентивтік шараларының психологиялық-педагогикалық негіздері.

Авторы

  • Z. M. Sadvakasova Казахский национальный университет им.аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы

Ключевые слова:

девиантное поведение, превенция, дети «группы риска», профилактика девиации,

Аннотация

В статье рассматриваются особенности профилактики в работе с подростками девиантного поведения: стратегия, система мероприятий, технология, модель, формы педагогической профилактики; направления превенции психолого-педагогической работы с подростками, зарубежные подходы в организации профилактики девиантного поведения. Стратегия профилактики девиантного поведения предполагает полное недопущение всех видов девиантного поведения за счет устранения причин, их вызывающих. ВОЗ пред- лагает систему мероприятий по девиации, которая включает в себя первичную, вторичную и третичную профилактику. Описывается опыт России, Великобритании, Голландии, Швеции, Болгарии. Технологии социальной профилактики включают: издание и распространение буклетов, брошюр, листовок, содержащих информацию о послед- ствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков, и о других социальных рисках и проблемах; установка плакатов и билбордов с социально-профилактической информацией; передача местным СМИ специальных сведений о профилактике, в том числе создание специ- альных программ, телепередач; визиты в учреждения систем образования, здравоохранения, культуры, исполнения наказаний для проведения профилактических мероприятий; открытие специальной телефонной линии для предоставления необходимой информации о профилактике; игровые занятия с детьми на профилактические темы; индивидуальное консультирование, информирование о предупреждении проблем; уличные акции. Мақалада девиантты мінез-құлықты жасөспірімдермен жұмыс жасаудағы алдын алу шараларының ерекшеліктері: стратегия, іс-шаралар жүйесі, технология, модель, педагогикалық алдын алу түрлері, жасөспірімдермен жұмыс жасау превенциясының бағыттары, девиантты мінез-құлықты алдын алуды ұйымдастырудағы шетелдік тұрғылар қарастырылады. Девиантты мінез-құлықтың алдын алу стратегиясы оларды тудыратын себеп-салдарды толық жоюға, девиантты мінез-құлықты болдырмауға мүмкіндік береді. ВОЗ девиация бойынша бірінші, екінші, үшінші алдын алу жұмыстарын жүргізуде жүйелі іс-шараларды ұсынады. Ресей, Ұлыбритания, Голландия, Швеция, Болгария елдеріндегі тəжірибе сипатталады. Алдын алудың əлеуметтік технологияларына: буклет, брошюра, алкоголь, темекі, наркотик жəне басқа да əлеуметтік қауіп тудыратын жəне мəселелердің салдары туралы ақпараттардан тұратын нпарақтар; əлеуметтік алдын алу ақпараттары жазылған плакаттар мен илбордтар; жергілікті БАҚ хабарларында жарияланған алдын алу туралы мəліметтер, соның ішінде арнайы бағдарламалар, елебағдарламалар; алдын алу шаралары бойынша қажетті ақпараттар беруде арнайы телефон жүйелерінің ашылуы; алдын алу тақырыбы бойынша балалармен ойын сабақтары; жеке кеңес беру, мəселе бойынша ескертпе ақпарат тарату; көше акциялары кіреді. Түйін сөздер: девиантты мінез-құлық, превенция, «тəуекел обындағы» балалар, девиацияның алдын алу.

Библиографические ссылки

1 Мустаева Ф.А. Социальная педагогика. – М., 2003. – 528 с.
2 Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. – М., 2008. – 304 с.
3 Акажанова А.Т. Психология девиантного поведения несовершеннолетних: теория и практика: монография. –Алматы, Изд-во «Ценные бумаги», 2011. – 304 с.
4 Митева П. Техники кризисной интервенции как кризисного вмешательства // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – 2012. – № 2 (36). – С.48-52.
5 Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
6 Садвакасова З.М. Социально-педагогические технологии в организации образования: учебное пособие. – Алматы, 2013. – 220 с.
7 Кузубова М., Сидорова Л., Бекмамбетова С. Основные направления работы с учащимися девиантного поведения: метод.пос. – Алматы, 2008. – 82 с.
8 Арымбаева К.М. Психолого-педагогические аспекты cамоактуализации подростков девиантного поведении
http://www.rusnauka.com/12_KPSN_2012/Psihologia/7_109116.doc.htm
9 Волков Е.Н. Стратегии и технологии социального воздействия в превенции девиантного поведенияhttp://evolkov.net/deviation/Volkov.E.Strat.&.technol.of.soc.impact.in.prevent.deviat.html
10 Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: уч. пос. – М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 399 с.

Загрузки

Опубликован

2016-01-14

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования