РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы

  • K Serikova Казахский Национальный университет имени аль-Фарабифакультет философии и полиологиикафедра педагогики образовательного менеджмента
  • A Mynbayeva
        120 340

Аннотация

В статье поднимается актуальная тема развития стрессоустойчивости школьников 9 классов при помощи применения креативных методов обучения. Рассмотрены понятия «стрессоустойчивость», «креативность», теории стрессоустойчивости Г. Селье, Т. Кокса и других. Стресс выражается в повышенном напряжении человека, его психических, физических и духовных сил. На основе обобщенных научных основ развития стрессоустойчивости и креативности мы составили модель и алгоритм выхода из стресса. Модель включает цели и задачи, содержание развития стрессоустойчивости и креативности, алгоритм и программу развития креативности для преодоления стресса, результат. Алгоритм включает в себя три составляющие: (1) появление стрессовой ситуации, (2) осознание человеком ситуации стресса и определение его параметров, (3) применение креативных методов для выхода из стресса. На основе модели и алгоритма была составлена программа тренинговых занятий по развитию стрессоустойчивости и креативности школьников. Для апробации алгоритма проведена опытно-педагогическая работа на базе школы №55 г. Алматы. В опытно-педагогическом исследовании участвовало 50 учеников двух 9-х классов. На диагностическом этапе использовались тесты: уровня креативности Дж. Брунера; тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н.В. Киршевой, Н.В. Рябчиковой; методика «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемура-Тесье-Филлиона. На первом этапе установлено, что среди учеников низким уровнем креативности обладают 64 %, средним – 24%, высоким – 12%. После формирующего этапа было установлено, что был повышен процент детей, обладающих высоким уровнем креативности – до 20% респондентов, средним уровнем – до 48%. Низким уровнем креативности обладают 32 % учащихся. Зафиксировано снижение уровня стресса у школьников экспертиментальной группы: высокий уровень стресса показали только 16% респондентов, средний уровень стресса – 44%, и низкий уровень стресса характерен для 40% школьников.

Ключевые слова: креативность, стресс, стрессоустойчивость, креативные методы обучения, школа.

Загрузки

Как цитировать

Serikova, K., & Mynbayeva, A. (2018). РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 56(3), 45–57. извлечено от https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/521

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования