Диагностика и реализация профессиональных потребностей сельских учителей русского языка и литературы как один из основных факторов повышения качества образования

Авторы

  • А. Kurmankulova Казахский национальный женский педагогический университет http://orcid.org/0000-0003-3664-3131
  • Zh. Kiynova Казахский национальный женский педагогический университет http://orcid.org/0000-0002-9139-1128
  • A. Onalbayeva Казахский национальный женский педагогический университет http://orcid.org/0000-0002-6267-1104

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2022.v72.i3.02

Аннотация

Профессиональное развитие учителя способствуют повышению качества образования через повышение мастерства педагога, мотивируют учителя к дальнейшему непрерывному профессиональному росту. Цель статьи – провести диагностику  профессиональных потребностей казахстанских сельских учителей русского языка и литературы, определить факторы, способствующие их профессиональному развитию.

Для определения оценки деятельности, условий работы и профессионального развития казахстанских учителей по сравнению с другими странами проанализированы результаты международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS-2018, а также проведено анкетирование сельских учителей Казахстана. То есть использован метод вторичного анализа данных, основанный на масштабном исследовании, обеспечивающий валидность результатов. Анкетирование сельских учителей было направлено на определение потребностей сельских учителей и выявление факторов, негативно или благоприятно влияющих на их профессиональное развитие. В онлайн-опросе приняли участие более 70 сельских учителей русского языка и литературы Алматинской области. Как известно, данные международного исследования TALIS-2018 были использованы для реформирования казахстанской образовательной политики. Кроме того, результаты онлайн-опроса говорят о том, что сельские учителя русского языка и литературы предпочитают дополнительно изучить темы цифровых технологий в образовании (54, 5%), функциональной грамотности и критического мышления (54,3%), методик оценивания (47,1%). Профессиональные потребности сельских учителей связаны с необходимостью совершенствования методики преподавания (41,2 %), консультаций с наиболее опытными коллегами (32,5 %) и формирования навыков работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. 

Ключевые слова: TALIS-2018, сельскиe  учителя, русский язык и литература, профессиональное развитие, профессиональные потребности

Загрузки

Опубликован

2022-10-07

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования