Образовательные стратегии как инструмент сравнения развития образовательной политики страны. Білім беру стратегиялары еліміздің білім беру саясатының дамуын салыстыру инструменті ретінде.

Авторы

  • A. K. Mynbayeva Казахского национального университета им. аль-Фараби

Ключевые слова:

образовательная политика, стратегии развития образования, карта стратегий, школьное образование, периодизация истории развития образования Казахстана, білім беру саясаты, білім беруді дамыту стратегиясы, стратегиялар картасы, мектепте білім беру, Қазақстан

Аннотация

В статье даны определения понятиям «стратегия» → «образовательная стратегия» → «стратегия развития образования». Стратегия развития образования – это определение и реализация перспективных це- лей и средств развития образовательной системы, времени и условий реализации целей, системы показателей ценности реализации. Рассмотрены подходы к определению понятия «образовательная политика» в Казахстане и зарубежных ученых; предложена «пирамида» стратегий как инструмент сравнения образовательной политики, представлена периодизация истории школьного образования, составлена карта стратегий развития образования Казахстана как траектория развития школьного образования в советский период и период независимости Казахстана. Составление карт стратегий не только помогает систематизировать, заново взглянуть и проследить за историческими вехами развития образования, оценить по-новому историю развития образования, помогает в понимании и формировании новых стратегий, прогнозировании развития образования, но также может стать новым инструментом анализа образовательной политики Казахстана. Статья написана в рамках выполнения гранта МОН РК «Исследование образовательной по- литики Казахстана и стран Eвропы: сравнительный аспект для развития человеческого капитала и формирования интеллектуальной нации». Мақалада «стратегия», «білім беру стратегиясы», → «білім беруді дамыту стратегиясы» ұғымдарына анықтама беріледі. Білім беруді дамыту стратегиясы – бұл білім беру жүйесін дамытудың болашақ мақсаттарын, құралдарын, мақсаттардың уақыты мен шарттарын жəне құндылықтарды іске асыру жүйесінің көрсеткіштерін анықтау мен тарату. «Білім беру саясаты» ұғымына анықтама беруде Қазақстандағы жəне шетелдердегі ғалымдардың тұғырлары қарастырылды; білім беру саясатын салысты ру инструменті ретінде «пирамида» ұсынылды, мектептегі білім беру тарихының жылнамасы жасалды, Қазақстандағы білім беру стратегиясының даму траекториясы ретінде кеңестік кезеңдегі жəне тəуелсіз Қазақстандағы білім беру стратегиясының даму картасы құрастырылды. Стратегиялық карта құрастыру білім беруді жүйелеуді ғана емес, ол сонымен қатар білім беру жүйесінің даму тарихын қайта қарап, оны жаңаша бағалауға да көмектеседі, жаңа стратегияларды түсінуге жəне қалыптастыруға ықпал етеді, білім беру саясатын жүзеге асыруды болжаудың, сол сияқты қазақстандағы білім беру саясатына талдау жасаудың жаңа инструменті де болады. Мақала «Қазақстан жəне Еуропа елдерінің білім беру саясатын зерттеу: интеллектуалды ұлт қалыптастыру жəне адам капиталын дамытудың салыстырмалы аспектісі» тақырыбындағы ҚР БжҒМ гранты бойынша дайындалды.

Библиографические ссылки

1 Смолин О.Н. Образование – для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 416 с.
2 Днепров Э.Д. Образование и политика: в 2 т.–М., 2006. – Т. 1. – 520 с.
3 Нурмагамбетов А.А. Образовательная политика Республики Казахстан в контексте трансформации системы высшего образования. – Алматы: Қазақ университеті, 2002. – 354 с.
4 Кусаинов А. Развитие образования: проблемы и перспективы. – Алматы: Изд-во «ROND&A», 2005. – 280 с.
5 Кусаинов А.К., Булатбаева А.А. Образовательная политика: сравнительный анализ: Монография. – Алматы:Изд-во «ROND&A», 2009. – 116 с.
6 Нуртазина Р.А. Образовательная политика Республики Казахстан в условиях глобализации: дис. … докт. полит.наук: 230002. – Алматы, 2005. – 277 с.
7 Фрумин И.Д. Образовательная политика: практика анализа: учебно-методический комплекс. – М.: МВСЭН,2005. – 58 с.
8 Comparative Studies in Educational Policy Analysis / by Timothy Reagan. Central Connecticut State University, USA, IAP , 2013. – 98 p.
9 Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
10 Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. – М., 1995. – 568 с.
11 Кузнецов Ю.А., Шмаков М.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012 / http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4090
12 Сембаев А.И. Очерки по истории казахской советской школы. – Алма-Ата: КазУчПедГИЗ, 1958. – 327 с.
13 Храпченков Г.М., Храпченков В.Г. История школы и педагогической мысли Казахстана. – Алматы, 1998. – 168 с.
14 Игибаева А.К. Генезис и тенденции развития системы образования в Казахстане (конец ХIХ – середина ХХ вв.):автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – Алматы, 2007. – 45 с.
15 Отчет о НИР «Исследование образовательной политики Казахстана и стран Eвропы: сравнительный аспект для развития человеческого капитала и формирования интеллектуальной нации». – № госрегистрации 0112РК01053. – Алматы, 2013. – 113 с.

Загрузки

Опубликован

2016-01-14

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)