Использование цифровых технологий в системе дистанционного образования: зарубежный опыт и Казахстан

Авторы

  • Z Kenzhebaeva Университет NARXOZ, Казахстан, г. Алматы
  • M Sadyrova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-1684-6580
  • E Mukhtar Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-3636-5282
  • Sh Momynkulova Университет NARXOZ, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-1684-6580

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2021.v67.i2.05

Аннотация

В процессе дистанционного образования главная роль отводится цифровизации, по сути изменяющей методику и алгоритм в процессе обучения. Все это относится к системе высшего и среднего образования. В данной системе подготовки наиболее распространенными являются видео- и онлайн-курсы, профессиональные тренинги и другие методы обучения, относящиеся к разряду инновационных. В современных условиях получения знаний и подготовки специалистов требуются инновационные подходы к достижению цифровой грамотности, освоению ключевых компетенций цифровой экономики.

Целью исследования в предлагаемой авторами научной статьи является проведение анализа современных тенденций в использовании цифровых технологий в системе дистанционного образования (ДО); на основе изучения зарубежного и отечественного опыта выявить плюсы и минусы в сфере дистанционного обучения в условиях перехода на цифровой формат.

Реализуемые государственными органами программы и проекты в сфере дистанционного образования ориентированы на трансформацию всего технологического процесса обучения и подготовки кадров. Все это сводится к подготовке высококвалифицированных специалистов инновационной формации, соответствующих новым требованиям цифровой экономики.

В статье отмечены и негативные последствия современного тренда, охватывающего дистан- ционную систему образования. Так, современному обществу предстоит столкнуться и справляться с такими проблемами, как необходимость адаптации образовательной системы к цифровым технологическим реалиям, неизбежная трансформация классических рынков занятости к другой модели рынка труда, этические аспекты применения цифровых технологий, уязвимость прав человека в цифровом пространстве, рост масштабов киберпреступности и другие последствия.

При ответе на эти вызовы на первый план выступают задачи организационно-правового регулирования системы образования, перешедшей на режим дистанционного обучения. Для выявления проблем и рекомендаций был проведен социологический опрос среди респондентов, обучающихся в данном режиме ДО, а также систематизированы мнения экспертов, занимающихся вопросами оптимизации образовательного процесса в условиях использования цифровых технологий.

Ключевые слова: онлайн-образование, цифровизация, РК, дистанционное обучение (ДО), массовые открытые онлайн-курсы (МООК), цифровые технологии образовательных программ, цифровая грамотность, информационная безопасность, выпускники, информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).

Загрузки

Опубликован

2021-07-11

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование