Коммуникативно-этнопедагогическая компетентность как базовая профессионально значимая характеристика будущих педагогов в обучении в полиэтническом вузе

Авторы

Аннотация

Образованию отводится особая роль в формировании социально ответственной и духовнонравственной личности гражданина полиэтнической страны, который опираюется в своем
развитии на духовные традиции предков, защищающей ценности, выработанные во многовековой
истории жизнедеятельности этносов страны. В настоящее время в полиэтническом пространстве
важное значение имеет развитие коммуникативно-этнопедагогической компетентности будущих
педагогов, так как именно будущие педагоги будут обучать подрастающее поколение в многонациональном обществе. Значимость также связана и с особенностями многонационального
и полиэтнического общества Казахстана. В статье освещены вопросы выявления сущностных
характеристик коммуникативно-этнопедагогической компетентности, определения роли вуза
в системе подготовки научно-педагогических кадров. В статье рассматриваются принципы
формирования коммуникативно-этнопедагогической компетентности будущих педагогов.
Рассмотрен культурологический подход, который позволяет рассматривать этнопедагогические
явления как совокупность культурных компонентов на широком социокультурном фоне и с учетом
локальной культурной ситуации, а изучаемые объекты – как феномены этнокультуры. Предложено
содержание коммуникативно-этнопедагогической компетентности. Проведено практическое
исследование по диагностике сформированности коммуникативно-этнопедагогической компетентности студентов как будущих педагогов. Опытно-экспериментальная работа проводилась на
базе Евразийского национального университета им. Л.Гумилева (г.Нур-Султан) и Университета
им.Торайгырова (г.Павлодар), в ней приняло участие 159 студентов. Занятия для студентов
по формированию коммуникативно-этнопедагогической компетентности студентов в
экспериментальной группе проводились по междисциплинарной учебной программе.
Ключевые слова: коммуникативно-этнопедагогическая компетентность, этнопедагогика,
коммуникация, компетентность, высшее образования, будущие педагоги.

Загрузки

Опубликован

2022-07-04

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.