Современное состояние и проблемы формирования цифровой компетентности педагогов

Авторы

  • Zh. Sardarova Казахский национальный педагогический университет им.Абая, Казахстан, г.Алматы http://orcid.org/0000-0002-5224-5371
  • N. Zhumasheva Атырауский университет им.Х.Досмухамедова, Казахстан, г.Атырау http://orcid.org/0000-0003-0648-1960
  • Z. Adilshinova Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова, Казахстан, г.Актобе http://orcid.org/0000-0002-5461-2892
  • G. Abugaliyeva Западно-Казахстанский университета им. М.Утемисова, Казахстан,г.Уральск http://orcid.org/0000-0002-4931-7610
  • L. Fedorchenko Западно -Казахстанский университет имени М. Утемисова, Казахстан, г.Уральск http://orcid.org/0000-0002-7432-0766

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2023.v74.i1.06
        161 0

Аннотация

Стремительно развивающийся в настоящее время на мировом уровне процесс цифровизации
требует квалифицированных кадров, обладающих цифровыми компетенциями. В период
пандемии COVID-19 роль цифровых технологий и ее огромные дидактические возможности
в системе образования были достоверно подтверждены накоплением опыта в организации
дистанционного обучения и обеспечении непрерывности учебного процесса. Цель исследования
– рассмотреть понятие цифровой компетентности и выявить уровень ее сформированности,
проблемы у педагогов в повседневной практике. В статье сделан анализ научно-исследовательских
работ ученых ближнего и дальнего зарубежья по теме исследования, сформулированы выводы.
Уточнено определение понятия «цифровая компетентность» и выделены, содержательно
охарактеризованы компоненты цифровых компетенций (эмоционально-волевые, социальные
медиа-коммуникативные, познавательные, деятельностные, рефлексивно-оценочные). В
практической части исследования приняли участие 122 педагога Карагандинской, Западно-
Казахстанской, Акмолинской, Атырауской и Кызылординской областей, проходивших повышение
квалифакации в ИПК в 2019-2021 году. 14,6 % педагогов выборки показали низкий уровень
психологической готовности к работе с цифровыми технологиями, средний уровень – 45,2%,
высокий уровень – 41,2%. Для определения уровня применялись адаптированные ситуационное
задачи по дидактике и цифровизации образования для учителей.
Ключевые слова: глобальная цифровизация, цифровизация образования, цифровые
технологии, педагоги, цифровые компетенции.

Дополнительные файлы

Опубликован

2023-03-20

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование