Современное состояние и проблемы формирования цифровой компетентности педагогов
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v74.i1.06Аннотация
Стремительно развивающийся в настоящее время на мировом уровне процесс цифровизации
требует квалифицированных кадров, обладающих цифровыми компетенциями. В период
пандемии COVID-19 роль цифровых технологий и ее огромные дидактические возможности
в системе образования были достоверно подтверждены накоплением опыта в организации
дистанционного обучения и обеспечении непрерывности учебного процесса. Цель исследования
– рассмотреть понятие цифровой компетентности и выявить уровень ее сформированности,
проблемы у педагогов в повседневной практике. В статье сделан анализ научно-исследовательских
работ ученых ближнего и дальнего зарубежья по теме исследования, сформулированы выводы.
Уточнено определение понятия «цифровая компетентность» и выделены, содержательно
охарактеризованы компоненты цифровых компетенций (эмоционально-волевые, социальные
медиа-коммуникативные, познавательные, деятельностные, рефлексивно-оценочные). В
практической части исследования приняли участие 122 педагога Карагандинской, Западно-
Казахстанской, Акмолинской, Атырауской и Кызылординской областей, проходивших повышение
квалифакации в ИПК в 2019-2021 году. 14,6 % педагогов выборки показали низкий уровень
психологической готовности к работе с цифровыми технологиями, средний уровень – 45,2%,
высокий уровень – 41,2%. Для определения уровня применялись адаптированные ситуационное
задачи по дидактике и цифровизации образования для учителей.
Ключевые слова: глобальная цифровизация, цифровизация образования, цифровые
технологии, педагоги, цифровые компетенции.