Ценностный потенциал гуманных идей аль-Фараби в воспитании добродетельной личности современности
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2020.v62.i1.02Аннотация
В статье рассматриваются вопросы воспитания будущих специалистов, обучающихся в вузе, на основе гуманных идей трактатов аль-Фараби. В настоящее время при подготовке специалистов особое внимание уделяется их личностным качествам. Одной из задач целостного педагогического процесса вуза является формирование не только высококвалифицированного специалиста, но и «хорошего» человека. По Абу Насыру аль-Фараби, проявление характера человека связано с «повторяющимися хорошими и плохими привычками». В связи с этим автор анализирует понятие великого мыслителя «добродеятель» («благотворитель») как одно из направлений воспитания. В статье дается характеристика ценностного потенциала нравственных качеств человека, таких как доброта, сочувствие, милосердие, благовоспитанность, учтивость, простота, нравственность и др. На практике раскрытие ценностного потенциала «добродеятельности» студентов возможно в процессе обучения. В частности, автор аргументирует и раскрывает методику лекционных и семинарских занятий по предмету «Методика преподавания самопознания в вузе». Установлено, что в учебниках по «Самопознанию» для школы активно используется потенциал трудов АльФараби. Учебные материалы, использованные в ходе занятий, были отобраны из учебников общеобразовательной школы, проанализированы и преобразованы в задания для студентов по методике преподавания предмета «Самопознание». Стратегии обучения могут стать основой для раскрытия ценностного потенциала гуманных идей мыслителя как ученого Средневековья, которые не потеряли свою актуальность в ХХI веке. Ключевые слова: гуманность, добродеятельность, личностные качества, аль-Фараби, ценностный потенциал, воспитание, будущий специалист, стратегии обучения.