Профессиональное самоопределение студентов с ООП в инклюзивной среде высшей школы: проблемы, опыт, перспективы
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2023.v74.i1.011Аннотация
Статья написана в рамках Проекта Министерства науки и высшего образования РК ИРН
АР 14872130 «Формирование профессионального самоопределения студентов с особыми
образовательными потребностями (ООП) как национальная стратегия в области инклюзивного
образования в Республике Казахстан» (2022-2024 годы).В статье поднимаются вопросы создания
инклюзивной среды в системе высшего образования РК, способствующей профессиональному
самоопределению студентов с особыми образовательными потребностями и их дальнейшему
успешному трудоустройству. На материалах экспресс-опроса проанализирован опыт вузов по
созданию условий для обучающихся, позволяющих им самоопределиться в условиях высшей
школы и приобрести необходимые социально-трудовые навыки.В частности, результаты экспресс-
опроса студентов с ООП продемонстрировали особенности и причины выбора профессии и
дальнейших вариантов трудоустройства, в зависимости от личностных и физиологических
особенностей, помогли уточнить пробелы в создании инклюзивной среды вуза, определить
перспективы дальнейшей целенаправленной деятельности по формированию готовности данной
категории обучающихся к успешному профессиональному самоопределению.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, лица с инвалидностью, студенты с
особыми образовательными потребностями (ООП), профессиональное самоопределение.