К вопросу изучения копинг-стратегий поведения подростков. Жасөспірімдердің мінез-құлық копинг-стратегияларын оқып-үйрену мәселесі туралы.

  • G. Kassen Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • M. Kabieva Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Аннотация

В статье на основе анализа классической и современной зарубежной и отечественной литературы рассмотрено понятие копинг-стратегий поведения, проанализированы подходы к пониманию копинга. Теоретически обосновано, что копинг – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией согласно ее собственной логике, психологическими возможностями и ее значимостью в человеческой жизни, что уровень развития копинг-ресурсов обеспечивает успешность адаптации к стрессам.
Из анализа теоретических данных установлено, что неопределенность события для человека может являться следствием как объективно заданных параметров ситуации, так и его субъективной интерпретации, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием опыта или навыков в решении проблем данного типа жизненных событий.
Также следует отметить, что в статье подчеркивается и уточняется необходимость усиленной работы по совершенствованию социально-педагогической поддержки совладающего поведения. Значимость совладания заключается в том, чтобы помочь подростку эффективнее адаптироваться к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, погасить стрессовое действие ситуации, творчески переработать и стать активным субъектом. С учетом всего этого в заключительном разделе статьи представлена модель социально-педагогических условий формирования продуктивных копинг-стратегий у школьников подросткового возраста.

Мақалада классикалық және қазіргі отандық және шетел әдебиетінің негізінде мінез-құлық копинг-стратегиялары ұғымы қарастырылып, копингті түсінудің тұрғыларына талдау жасалған. Копинг-бұл жағдаяттың өз логикасына, психологиялық мүмкіндіктеріне және оның адам өміріндегі маңызының өзара әрекеттестігіне сәйкес қолданылатын жеке даралық тәсіл екендігі және копинг-ресурстардың күйзелістерге бейімделуді қамтамасыз ететіні теориялық тұрғыда негізделген.
Теориялық мәліметтерді талдау барысында болып жатқан жағдайдың белгісіздігі адам үшін шынайы жағдаяттық көрініс болуы мүмкін екендігі анықталды, өйткені адамның осы типтес өмірлік жағдаяттардың
шешімін табуда тәжірибесінің жоқтығы және дағдыларының болмауы
оның тұлғалық ерекшеліктерімен субъективті түрде байланысты
болады. Сонымен қатар, мақалада мұндай мінез- құлық иелеріне
әлеуметтік- педагогикалық қолдау көрсетуді жетілдіруде көп жұмыс
жасалуы қажет екендігі де ашып көрсетілді. Өзара көмектің маңыздылығы жасөспірімді аталған жағдаяттардың талаптарына
бейімделуге баулу, соныменқатар оған сол жағдаятта туындаған
күйзелісті шығармашылықпен жеңе білуде өзін белсенді субъект
ретінде көрсете алуымен тұжырымдалады. Осы айтылғандарды
есепке ала отырып, мақаланың қорытынды бөлімінде мектеп
оқушыларының жасөспірім кезіндегі копинг- стратегияларының
қалыптасуында ұтымдылық танытатын әлеуметтік- педагогикалық
шарттарының моделі ұсынылады.

Литература

1 Маслоу, А. Психология бытия [Текст]/А. Маслоу. – М.: Знание,
2003. – 435 с.
2 Lasarus R.S., Folkman S. The Concept of Coping // Stress and Coping: an anthology. – N.Y.: Columbia University Press, 1991. – P. 210.
3 MacCrae R., Costa P. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample // Journal of Personality. 1986. – Vol. 54. – N 2.– P. 385–405.
4 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22494/
5 Miller S.M., Green M.L. Coping with stress and frustration: Origins, nature and development // M.Lewis, C.Saarni (Eds). The
socialization of emotions. – New York: Plenum, 1985. – P. 263–314.
6 Amirkhan J.H. Factor analytically drive measure of cooing: the strategy indicator // J. of Personality and Social Psychology.1990. – V. 59. – P. 1066-1074.
7 Frydenberg E., Lewis R. Teaching Coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal.
2000. – Vol. 37. – N 3. – P. 727–745.
8 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:
переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая
защита// Психологический журнал 1994. – №1. – С. 3-19.
9 Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: Смысл, 2000. – С.11-16.
10 Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные
механизмы личности. – Изд-во Алтайского государственного
университета, 2000. – C. 38.
11 Нартова- Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий
психологии личности // Психологический журнал. – Том 18. – 1997. – № 5. – С. 20-30.
12 Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников
// Психологический журнал. Том 25. – 2004. – №5. – С.59-69.
13 Сирота Н.А. Копинг- поведение в подростковом возрасте [Текст] / Н.А. Сирота. – СПб.: Питер, 1994. – 283 с.
14 Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Профилактика наркомании и алкоголизма. – М.: Академия, 2003. – С. 17.
15 Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической
защиты и совлодания со стрессом: Учебно- методическое пособие.
– Казань, 2003. – С. 9.
16 Тышкова М. Исследование устойчивости детей и подростков
в трудных ситуациях [Текст]/ М. Тышкова // Вопросы психологии.
1987. – №1. – С. 27–34.
17 Все тесты. Ру //http://www.all-tests.ru/adekvatnoe-i-neadekvatnoe-povedenie.htm
18 Абдеева С.Б., Шмидт М.А., Корнеева А.Д. Формирование эффективных копинг- стратегий у студентов. – Изд-во ЖГУ Республики
Казахстан имени Жансугурова, Педагогика УДК 37.378. – 78 с.
19 Дергачёва Е.В., Особенности копинг- стратегии субъектов
профессиональной деятельности правоохранительных органов.
– Изд-во Восточно- Казахстанского государственного университета
им.С.Аманжолова. С.21-39.
20 Хекхаузен X. Личностные и ситуационные подходы к объяснению
поведения // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. – С. 58-91.
21 Анцыферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники » ее бытия // Психологический журнал.
1993. – № 2. – С. 3-16.
22 Туманова, Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни
[Текст]/Е.Н. Туманова. – Саратов: Слово, 2002. – С.132-138.
23 Гремлинг, С. Практикум но управлению стрессом [Текст]/С. Гремлинг,
С. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2002. – С. 240.
24 Адлер, А. Наука жить[Текст]/А. Адлер. – Киев, 1997. – 300 с.
25 Перре М., Бауман У. Клиническая психология. – СПб.: Питер,
2007. – C. 9.
26 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – С. 444.
Как цитировать
KASSEN, G.; KABIEVA, M.. К вопросу изучения копинг-стратегий поведения подростков. Жасөспірімдердің мінез-құлық копинг-стратегияларын оқып-үйрену мәселесі туралы.. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 42, n. 2, jan. 2016. ISSN 2520-2650. Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/67>. Дата доступа: 03 mar. 2021
Раздел
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова

воспитание; копинг-стратегии; образовательная среда; тәрбие; копинг- стратегиялар; білім беру ортасы;

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.