Особенности современного процесса патриотического воспитания старшеклассников в Украине В статье раскрываются особенности современного процесса патриотического. Украинада жоғары сынып оқушыларына патриоттық тәрбие берудің қазіргі үдерісінің ерекшеліктері.

Авторы

  • Yu. N. Zorya Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников.

Ключевые слова:

патриотическое воспитание, цели патриотического воспитания, задачи, принципы, методы и формы, организационная структура процесса патриотического воспитания, патриоттық тәрбие, патриоттық тәрбиенің мақсаттары, міндеттері, ұстанымдары,

Аннотация

В статье раскрываются особенности современного процесса патриотического воспитания старшеклассников. Особенности современного воспитательного процесса: целеустремленность, многофакторность, комплексность, системность, иерархичность, последовательность, непрерывность, самоуправляемость, полина-правленность, перспективность, целостность. Статья включает разделы: – введение; – особенности процесса воспитания; – патриотическое воспитание; – организационно-педагогические основы патриотического воспитания; – этапы организации целостного воспитательного процесса; – заключение. Это наглядно демонстрирует использование в статье методологии системного и структурного подхода. В тоже время представлены элементы средового подхода. В аспекте гуманизации украинской системы образования освещаются цели, задачи, содержание, принципы организации воспитательного процесса, методы и формы патриотического воспитания, его организационная структура. К внешним факторам воспитания отнесены традиционно микро-, мезо-, макрофакторы. К внутренним (субъективным) факторам, влияющим на патриотическое воспитание учащихся, относим индивидуальные особенности воспитанников, уровень компетентности воспитателей, ценностные ориентации участников воспитательного процесса, психологический климат в коллективе, стиль педагогического руководства, а также материальные условия, в которых происходит процесс воспитания патриотизма. Важным, по оценке автора, является подготовительный этап воспитательного процесса. Здесь большое значение придается использованию диагностических технологий. Объектом диагностики в контексте патриотического воспитания является уровень воспитанности патриотизма старшеклассников, уровень готовности педагогов осуществлять патриотическое воспитание, условия протекания патриотического воспитания как пе- дагогического процесса. С целью предупреждения нежелательных последствий, которые могут возникнуть в процессе патриотического воспитания, осуществляется прогнозирование результатов патриотически-направленного воспитательного процесса, в ходе которого оценивается возможная результативность патриотического воспитания в данных конкретных условиях. С учётом результатов диагностики и прогнозирования составляется проект организации патриотического воспитания. Мақалада жоғары сынып оқушыларына патриоттық тәрбие берудің қазіргі үдерісінің ерекшеліктері ашылады. Қазіргі тәрбие үдерісінің ерекшеліктері: мақсаткерлік, көпфакторлылық, кешенділік, жүйелілік, иерархиялылық, бірізділік, үздіксіздік, өзін-өзі басқарушылық, көпбағыттылық, болашақтылық,тұтастық. Мақала мынадай тараулардан тұрады: – кіріспе; – тәрбие үдерісінің ерекшеліктері; – патриоттық тәрбие; – патриоттық тәрбиенінің педагогикалық-ұйымдастырушылық негіздері; – тұтас тәрбие үдерісін ұйымдастыру кезеңдері; – қорытынды. Бұлар мақалада жүйелілік және құрылымдық тұрғылардың әдіснамасын қолдануды көрсетеді. Сонымен қатар орта тұрғысының элементтері де беріледі. Украиналық білім беру жүйесін ізгілендіру аспектінде тәрбие үдерісінің мақсаттары, міндеттері, мазмұны, ұстанымдары, әдістері, патриоттық тәрбиенің формалары және оны ұйымдастыру құрылымы көрініс береді. Тәрбиенің сыртқы факторлары ретінде дәстүрлі микро-, мезо-, макрофакторлар қарастырылады. Оқушылардың патриоттық тәрбиесіне ықпал ететін (субъективті) ішкі факторларға тәрбиеленушілердің өзіндік ерекшеліктерін, тәрбиешілердің құзыреттілік деңгейлерін, ұжымдағы психологиялық ахуалды, педагогикалық басқару стильдерін, сонымен қатар патриоттық тәрбие үдерісін жүзеге асыруға қажет материалдық жағдайларды да жатқызамыз. Автордың бағалауында тәрбие үдерісінің дайындық кезеңі маңызды деп танылады. Мұнда диагностикалық технологияларды қолдануға баса назар аударыла- ды. Жоғары сынып оқушыларының патриоттық тәрбиесінің деңгейі, педагогтің патриоттық тәрбиені жүзеге асыруға дайындығы, патриоттық тәрбиенің педагогикалық үдеріс ретінде іске асу жағдайлары патриоттық тәрбие контексіндегі диагностиканың нысаны болып табылады. Патриоттық тәрбие беру үдерісінде нақты жағдайларда туындайтын кейбір салдарды болдырмау және олардың алдын алу мақсатында патриоттыққа бағытталған тәрбие үдерісінің мүмкіндік нәтижелерін бағалау болжамдары қарастырылады. Патриоттық тәрбиені ұйымдастыру жобалары диагностикалау және болжамдау нәтижелерін есепке ала отырып құрастырылады.

Библиографические ссылки

1 Агапова Г.В. Концептуальные подходы к развитию системы патриотического воспитания на современном этапе развития общества / Г. В. Агапова // Социальные и социально-педагогические проблемы: поиски и модели решения : межвуз. сб. науч. тр. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2006. – Вып. 4. – С. 29-38.
2 Бех И.Д. Воспитание личности: учебник. – М. : Просвещение, 2008. – 848 с.
3 Бех И.Д., Чорная К.И. Национальная идея в становлении гражданина патриота Украины / И.Д. Бех, К.И.Чорная. – М., 2008. – 40 с .
4 Волкова Н.П. Педагогика : науч. пособ. Изд. 2-е, перераб. , доп . – М.: Академвидав, 297. – 616 с .
5 Гончаренко С. Украинский педагогический словарь. – Киев : Лыбидь, 1997. – 376 с.
6 Мойсеюк Н. Е. Педагогика : [учеб. пособ.] / Неля Евтихиевна Мойсеюк М., 2003. – 615 с.
7 Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику : учебн. пособие. – М., 1997.
8 Селевко Г. К. Современные образовательные технологи: учебное пособие. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.
9 Терентьева Г. Г. : дис. ...канд.пед. наук : 13.00.01/ Терентьева Галина Георгиевна. – Чебоксары, 2008.
10 Чорная К. И. Национальная идея в становлении гражданина-патриота Украины : метод. пособие. – Черкассы: издательство ЧОИПОПР, 2008. – 40 с.
11 Философский энциклопедический словарь. – М., 1983. – 130 с.

Загрузки

Опубликован

2016-01-15

Выпуск

Раздел

Теория и методика воспитательной работы