Совершенствование содержания специального курса «Информационная безопасность» в процессе обучения: выявление кибератак с использованием машинного обучения

Авторы

  • М. Серик Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г.Астана
  • Д. Тлеумагамбетова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, г.Астана
  • С. Курымбаев Карагандинский университет имени Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
  • Г. Самашова Карагандинский технический университет имени А.Сагинова, Казахстан, г. Караганда

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20247801015

Аннотация

В настоящее время в результате развития информационно-коммуникационных технологий выявляются факты неэффективности выявления информационных атак существующими традиционными методами. Тем временем алгоритмы машинного обучения находят эффективные решения таких проблем, как классификация трафика интернет-протокола, фильтрация искаженного трафика для обнаружения атак и реагирование на тривиальные атаки. Поэтому в нашей исследовательской работе за основу было взято совершенствование содержания  специального курса по информационной безопасности образовательной программы «6В01511-Информатика» Евразийского национального университета им.Л.Н. Гумилева в соответствии с развитием современных информационных технологий. Соответственно, целью исследовательской работы является выявление кибератак с использованием нейронных сетей. В соответствии с целью исследовательской работы были проведены такие работы, как сбор данных с кибератаками, классификация данных по классам, разработка модели нейронной сети, выявление кибератак на основе разработанной модели. Разработанная модель может быть использована для определения любого процесса в любой области. По результатам опроса мы видим, что уровень удовлетворенности студентов содержанием спецкурса увеличился на 55%. Таким образом, совершенствование содержания образования в области информационной безопасности дало положительные результаты. В дальнейшем обновленный спецкурс будет доступен ведущим высшим учебным заведениям страны.

Ключевые слова: нейронные сети, кибератака, машинное обучение, образовательная система, многослойный перцептрон.

Опубликован

2024-03-20

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование