К проблеме становления и развития фортепианной школы Казахстана. Қазақстандағы фортепиано мектебінің қалыптасуы мен дамуы мәселесі туралы.

Авторы

  • L. T. Kaliakbarova Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Республика Казахстан, г. Алматы

Ключевые слова:

история музыки, история образования, музыкальное образование, музыкальная культура, фортепианное искусство, музыкальное воспитание, музыка тарихы, білім беру тарихы, музыкалық білім, музыкалық мәдениет, фортепиано өнері, музыкалық тәрбие,

Аннотация

Статья рассматривает вопросы становления и развития фортепианной школы Казахстана, носит описательный характер истории музыкальной школы в Казахстане с конца ХIX в. до 90 г. ХХ в. Приобретение Казахстаном независимости и суверенитета, демократические преобразования в социально-экономической и духовной сферах казахстанского общества, усложняющиеся задачи музыкального образования, стоящие перед педагогами-практиками, необходимость дальнейшего углубления работы по воспитанию пианистов-профессионалов требуют совершенствования в развитии национальной музыкальной культуры, непрерывного повышения уровня преподавания и большей его научной обоснованности. В практике музыкального образования в Казахстане наибольшую популярность приобрело фортепианное музицирование. Современное казахское фортепианное искусство является одним из важных явлений в развитии музыкальной культуры. Оно неоднородно и многосоставно: с одной стороны, процесс его формирования происходил в зависимости от специфических для развития культуры исторических условий, с другой – в результате взаимодействия русской, западноевропейской культур и традиций казахского национального фольклора. Две составляющие казахского фортепианного искусства – исполнительство и образование – ранее не рассматривались в едином процессе культурно-исторического развития и не получили соответствующей научной и художественной оценки. Рассмотрены предпосылки становления фортепианной школы Казахстана. В XIX – начале XX веков профессиональная музыка казахов, как и у других народов Востока, была безнотная, по современному определению, это – «профессиональная музыка устной традиции». В статье подчеркнута роль польских исполнителей для зарождения фортепианной школы Казахстана. Благоприятное воздействие на развитие музыкальной среды в Оренбурге оказал в начале XIX века в истории европейской и русской культур бурный, пышный расцвет фортепианного искусства. Эстетика исполнительского романтизма захватила Европу. Музыкальная общественность была искренне увлечена творчеством Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Сен-Санса и других композиторов–пианистов, которые активно пропагандировали новые направления в музыке. Волны этого гигантского «цунами» дошли и до Казахстана, однако, с некоторым опозданием. Наметившаяся тенденция развития любительского музицирования привнесла формирование социальной потребности, без которой собственно развитие фортепианного исполнительства было бы затруднительным. В Оренбурге, Семипалатинске открываются магазины, где можно было приобрестинотные издания. Возрастающий интерес к музыкальному искусству вызвал спрос на музыкальные инструменты и побудил к открытию магазинов по продаже пианино и роялей. Мақалада Қазақстандағы фортепианолық мектептің қалыптасуы мен дамуы мәселесі қарастырылып, ХІХ ғасырдың аяғы мен ХХ ғасырдың 90-жылдарындағы Қазақстандағы музыка мектептерінің тарихына сипаттама беріледі. Қазақстанның егемендік пен тәуелсіздікке қол жеткізуі, қазақстандық қоғамның рухани және әлеуметтік- экономикалық салада демократиялық өзгеруі, музыкалық білім берудегі педагог-практиктердің алдында тұрған күрделі міндеттер кәсіби пианистерді тәрбиелеу жұмыстарын әрі қарай тереңдету қажеттігін, ұлттық музыкалық мәдениеттің дами және жетіле түсуін, оқыту деңгейін үздіксіз көтеру мен оның анағұрлым ғылыми негізделуін талап етті. Қазақстанның музыкалық білім беру тәжірибесінде фортепианолық орындау өнері біршама танымал бола бастады. Қазіргі қазақ фортепиано өнері музыкалық мәдениеттің дамуындағы маңызды құбылыс болып табылады. Ол әртүрлі және көпқұрамды болып келеді: оның қалыптасу үдерісі бір жағынан мәдениет дамуына ықпал ететін ерекше тарихи жағдайларға байланысты болса, екінші жағынан – орыс, батыс еуропалық мәдениет пен қазақ ұлттық фольклоры дәстүрінің өзаранәтижесінде өтті. Қазақ фортепиано өнерінің екі негізі – орындаушылық және білім беру ертеректе мәдени- тарихи даму үдерісімен тұтастықта қарастырылмағандықтан өзіне тиесілі ғылыми және көркемдік бағасын ала алмады. Қазақстандағы фортепиано мектебінің қалыптасу және дамуының тарихи алғышарттары қарастырылды. ХІХ ғасырдың аяғы мен ХХ ғасырдың басында қазақтың кәсіби музыкасы басқа Шығыс халықтарындағыдай нотасыз болды, заманауи анықтама бойынша, «ол – ауызекі дәстүрлік кәсіби музыка » деп танылды. Мақалада поляк орындаушыларының қазақстандағы фортепиано мектебінің тууына тигізген ықпалы туралы нақты айтылады. Статья рассматривает вопросы становления и развития фортепианной школы Казахстана, носит описательный характер истории музыкальной школы в Казахстане с конца ХIX в. до 90 г. ХХ в. Приобретение Казахстаном независимости и суверенитета, демократические преобразования в социально-экономической и духовной сферах казахстанского общества, усложняющиеся задачи музыкального образования, стоящие перед педагогами-практиками, необходимость дальнейшего углубления работы по воспитанию пианистов-профессионалов требуют совершенствования в развитии национальной музыкальной культуры, непрерывного повышения уровня преподавания и большей его научной обоснованности. В практике музыкального образования в Казахстане наибольшую популярность приобрело фортепианное музицирование. Современное казахское фортепианное искусство является одним из важных явлений в развитии музыкальной культуры. Оно неоднородно и многосоставно: с одной стороны, процесс его формирования происходил в зависимости от специфических для развития культуры исторических условий, с другой – в результате взаимодействия русской, западноевропейской культур и традиций казахского национального фольклора. Две составляющие казахского фортепианного искусства – исполнительство и образование – ранее не рассматривались в едином процессе культурно-исторического развития и не получили соответствующей научной и художественной оценки. Рассмотрены предпосылки становления фортепианной школы Казахстана. В XIX – начале XX веков профессиональная музыка казахов, как и у других народов Востока, была безнотная, по современному определению, это – «профессиональная музыка устной традиции». В статье подчеркнута роль польских исполнителей для зарождения фортепианной школы Казахстана. Благоприятное воздействие на развитие музыкальной среды в Оренбурге оказал в начале XIX века в истории европейской и русской культур бурный, пышный расцвет фортепианного искусства. Эстетика исполнительского романтизма захватила Европу. Музыкальная общественность была искренне увлечена творчеством Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, К. Сен-Санса и других композиторов–пианистов, которые активно пропагандировали новые направления в музыке. Волны этого гигантского «цунами» дошли и до Казахстана, однако, с некоторым опозданием. Наметившаяся тенденция развития любительского музицирования привнесла формирование социальной потребности, без которой собственно развитие фортепианного исполнительства было бы затруднительным. В Оренбурге, Семипалатинске открываются магазины, где можно было приобрести Орынбордағы музыкалық ортаның дамуына жағымды әсер ХІХ асырдың басы еуропа және орыс мәдениетінің тарихындағы фортепиано өнерінің салтанатты гүлдену кезеңі болғандығымен танымал екендігін көрсетті. Орындаушылық романтизмінің эстетикасы Еуропаны жаулап алды. Музыка сүйер қауым музыкадағы жаңа бағыттарды белсенді насихаттаушы Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, К. Сен-Санс және т.б. пианист- композиторлардың шығармашылығымен әуестеніп, олардың өнерін шынайы тамашалады. Бұл «цунамидің » алып толқындары Қазақстан жеріне біршама кешігіп жетті. Әуесқой орындаушылықтың даму үдерісі әлеуметтік қажеттіліктің қалыптасуына себеп болды, онсыз фортепианолық орындаушылықтың дамуының өзі қиын болар еді. Орынбор, Семейде ноталық басылымдарға қол жеткізуге болатын дүкендер ашыла бастайды. Музыкалық өнерге артқан қызығушылық музыкалық аспаптарға сұраныс тудырып, қалада пианино мен рояльдар сататын дүкендердің ашылуына себепші болды.

Библиографические ссылки

1 Креативный фундамент французской фортепианной школы
// GESJ: Musicology and Cultural Science. – 2012. – N 1(8).
– ISSN 1512-2018 89. – С. 89-90.
2 Бородин А.Б Формирование понятия „фортепианная школа» у музыкантов-исполнителей в процессе профессионального вузовского
образования. дисс. … кан.пед.наук. – М., 2008. – С. 21-22.
3 Измайлова Л. Аура Востока // Музыкальная Академия.
– М., 2009. – №4. – С.67.
4 Турсунов А. Процесс межкультурных контактов и взаимовлияний.
Некоторые теоретические проблемы взаимодействия культур
и цивилизации // Народы Азии и Африки. – 1988. – №5. – С. 22.
5 Коджаспирова Г.М, Коджаспиров А.Ю. Словарь
по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ». 2005. – 323 с.
6 Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная
музыка и XIX век. – Алматы: Дайк Пресс, 2002. – 323 с.
7 Хавторин Б. Музыкальная культура Оренбуржья: история
и современность (архивные изыскания). – Магнитогорск, 2006. – С. 52.
8 Фортепианная музыка Казахстана // Сб. статей преподавателей
АГК им. Курмангазы – Алма- Ата, 1987. – С. 13.
9 Баренбойм Л. николай Рубинштейн. История жизни и деятельности.
– М., 1982. – С. 63.
10 Калиакбарова Л.Т. По страницам фортепианного искусства
Казахстана: Электронное учебное пособие (DVD). – Алматы,2010.
11 Жолымбетова Г.Б. Сборник трудов проблемы музыкального
образования и методики. – Алма-Ата, 1990. – С.121.

Опубликован

2016-01-14

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..