Применение арт-методов в системе арт-услуг в Казахстане

Авторы

  • G Kassen Казахский Национальный университет имени аль-Фараби

Аннотация

В статье рассматривается применение арт-методов в арт-услугах. Авторы, анализируя осо­ бенности арт-педагогических и арт-терапевтических услуг, приходят к выводу, что в арт-терапии не делается акцент на целенаправленном обучении и овладении навыками и умениями в каком- либо виде художественной деятельности, а в арт-педагогике (развивающейся на стыке педагоги­ ки  и  искусства)  -   акцент делается  не  только  на  развитии  художественной  культуры  и  помощи в нахождении подхода к успешному овладению практическими умениями в различных видах художественной деятельности, но и в приобщении к общечеловеческим ценностям через собст­ венный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе.

По мнению авторов, использование элементов арт-терапии в профилактике способствует усилению  защитных  факторов  по  отношению  к  возможному  вовлечению  в  негативную  среду, в том числе суицидально направленную. В соответствии с этим они считают, что чем шире в обществе представлены формы поддержки населению, созданные на основе арт-методов, тем сильнее антисуицидальный  барьер.

Суммировав опыт существующих центров и служб, практикующих арт-педагогику и арт- терапию с различными категориями людей, авторы выявляют специфику применения арт-ме- тодов: для решения проблем преодоления коммуникативных баръеров, дезадаптации, помощи детям с особыми образовательными  потребностями  и т.п.

Анализ состояния арт-педагогических и арт-терапевтических услуг в Казахстане, проведен­ ный с помощью опроса обучающихся школ и вузов, позволяет им сделать вывод о недостаточной представленности данной сферы психологического обслуживания. Арт-терапия, в отличие от арт-педагогической деятельности, шире представлена на рынке образовательных и психологи­ ческих услуг, но в силу определенных обстоятельств (дороговизна, слабое рекламирование и т.д.) молодежь не пользуется ими. Авторы убеждаются, что профилактика суицидального поведения казахстанской молодежи никак не связана с арт-деятельностью, хотя и содержание проанали­ зированных услуг вполне может отвечать требованиям суицидальной профилактики.

В заключение, авторы делают вывод, что в Республике Казахстан арт-терапевтические и арт- педагогические услуги находятся в начальной стадии  развития.

Ключевые словa: арт-педагогика, арт-терапия, арт-методы, арт-педагогические услуги, арт- терапевтические услуги.

Загрузки

Опубликован

2019-02-06

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования