Педагогическая концепция аль-Фараби
Аннотация
В статье раскрывается педагогическая система, основанная на духовно-нравственных добродетельных ценностях в философско-педагогическом и социально-этическом наследии Абу Насыра аль-Фараби. Систематизированы идеи ученого по вопросам методологии педагогики, дидактики, воспитания, психологии и методики. Эти идеи проиллюстрированы основными категориями, такими как «добродетельный город», «интеллектуальная добродетельность», «этническая добродетельность», «методология», «дидактика», «психология», «воспитание», «методика», «научение», «разум», «рассудительность», «счастье». Педагогическое наследие аль-Фараби рассматривается с позиций философии как науки современности. Дидактика Аль-Фараби включает такие понятия, как «цель обучения», «основные концепции дидактики», «принципы обучения» и «качества учителя». Теория воспитания аль-Фараби включает следующие категории: цель, законы, принципы воспитания, содержание – методы воспитания, средства, результаты воспитания. В теории воспитания большое значение придается этическим понятиям. Автор рассматривает подход аль-Фараби к понятиям «счастье» и «добродетели». Отдельно систематизировано направление семейного воспитания: ролей женщин и мужчин, взаимоотношений хозяина и слуг, взаимоотношений родителей-детей, отношению к имуществу и трудового воспитания. Автор систематизирует логические связи как цепочки категорий в педагогической теории аль-Фараби: уровни/места/локации образования «государство – город – семья», образователи – «правитель – глава семьи – члены семьи – наставники», пути образования – «преподавание – учение – воспитание – обучение философии – занятие наукой», и др. В заключении автор обобщает научные школы кафедры педагогики и образовательного менеджмента, проводимые направления исследований по педагогике аль-Фараби. Ключевые слова: ренессанс, педагогика, методология, концепция, мировоззрение, исследователь, дидактика, обучение, научение, воспитание, ум, счастье, разум, рассудительность, учитель, каллиграфия, музыка, психология, добродетельность, наследие.
Как цитировать
TAUBAYEVA, Sh.
Педагогическая концепция аль-Фараби.
Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 62, n. 1, p. 4-20, apr. 2020.
ISSN 2520-2650.
Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/632>. Дата доступа: 06 mar. 2021
doi: https://doi.org/10.26577/JES.2020.v62.i1.01.
Раздел
История. Методология современного образования..