О дальнейшем совершенствовании системы подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике Казахстан. Қазақстан Республикасында ғылыми мамандарды дайындау жүйесінің әрі қарай жетілдіру туралы.
Кілттік сөздер:
Болонский процесс, постдокторантура, постдокторант, подготовка научных кадров, повышение квалификации научных кадров, Болон үдерісі, ғылыми мамандарды дайындау, ғылыми мамандардың біліктілігін жоғарылату,Аннотация
В настоящее время в Республике Казахстан актуальна задача формирования научных кадров высшей квалификации новой формации на основе интеграции образования, науки и инноваций. Этот процесс соответствует основным принципам Болонского процесса, программе формирования интеллектуальной нации и стратегии развития республики. В связи с переходом на международный уровень подготовки кадров Казахстан принял новую для страны систему подготовки кадров «бакалавриат – магистратура– докторантура PhD». К настоящему моменту образовательные программы по каждой ступени высшего и послевузовского образования успешно реализуются в вузах страны. При подготовке научных кадров необходимо опираться на опыт развитых зарубежных стран и определить возможность применимости структуры программы развития и совершенствования молодых ученых престижных университетов в соответствии с потребностями экономики, научного, научно- технического и инновационного развития нашей страны. Изучая опыт развитых стран, возникает необходимость введения следующей ступени в подготовке научных кадров нашей страны – остдокторантуры. Казахстан в настоящее время находится на промежуточной стадии процесса перехода образовательной системы на международный уровень подготовки кадров. Қазіргі уақытта Қазақстан Республикасының даму стратегиясына, интеллектуалды талаптарға және Болон үдерісінің қағидаларына сәйкес инновациялық қызмет, ғылым және білім беру жүйе интеграциясының негізінде жаңа формациялы жоғары біліктілікті ғылыми мамандарды дайындау мәселесі өзекті. Мамандарды дайындау халықаралық деңгейіне өтуіне байланысты Қазақстан «Бакалавриат – Магистратура – Докторантура PhD» мамандарды дайындау жүйесін қабылдады. Осы уақытқа дейін жоғары білім беру және жоғары білім беру деңгейінен кейінгі сатылары бойынша білім беру бағдарламалары жетілдірілген. Қазақстан Республикасының инновациялық, ғылыми- техникалық даму және экономика қажеттіліктеріне сәйкес шетел мемлекеттерінің жас ғалымдарды жетілдіру және арттыру бағдарламасы құрылымын қолдану мүмкіндігін анықтау және ғылыми мамандарды дайындау кезінде шетел мемлекеттерінің тәжірибелеріне сүйену керек. Дамыған мемлекеттер тәжірибесін зерттей отырып, біздің мемлекетімізде ғылыми мамандарды дайындау барысында постдокторантура сатысын енгізу қажеттілігі туындап отыр. Кеңестік дәуір кеңістігіндегі елдердің, Қазақстанның және батыс елдерінің білім беру және ғылыми сатылары мақаланың кестесінде көрсетіледі. Кестеде көрсетілгендей, қазіргі уақытта Қазақстан мамандарды дайындау бойынша білім беру жүйесінің халықаралық деңгейге өту үдерісіндегі аралық кезеңде тұр.Библиографиялық сілтемелер
1 Кривощапова Т.В. Болонский процесс в Казахстане и России:
параллели и парадоксы // электронный ресурс, режим свободного
доступа: http://www.ia-centr.ru/expert/3956/ Дата доступа:16.06.2014
2 Сабитов Д. Философский камень преткновения // Центр Азии. – №13-14 (50-51). – 2011 . Изд. ТОО «Центр политического анализа
и PR». Электронный ресурс, режим свободного доступа
http://magazine.asiakz.com/rus/article/957
3 Камшибаев Е. Е. Постдокторантура (post-doctorate) – новый
уровень подготовки современного менеджера // Материалы
Международной заочной научно- практической конференции
«Теория и практика современного менеджмента».– 2010 г. Россия,
Новосибирск.
4 Кабатаева Б.С. Карьера в академическом обществе США // Вестник
КазНУ им. аль-Фараби. Серия педагогическая.–2012. – № 3 (37). – С. 65-69.
5 Смагулов Н. Чего ждать от реформы?// Казахстанская правда, 2003. Электронный ресурс, режим свободного доступа:
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1071647340
6 Кабатаева Б.С. Необходимость совершенствования системы
подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике
Казахстан // Сборник материалов семинара «Формирование
интеллектуального потенциала страны в условиях глобализации
для цели устойчивого развития ». – Алматы, 2012. – С. 101-107.
параллели и парадоксы // электронный ресурс, режим свободного
доступа: http://www.ia-centr.ru/expert/3956/ Дата доступа:16.06.2014
2 Сабитов Д. Философский камень преткновения // Центр Азии. – №13-14 (50-51). – 2011 . Изд. ТОО «Центр политического анализа
и PR». Электронный ресурс, режим свободного доступа
http://magazine.asiakz.com/rus/article/957
3 Камшибаев Е. Е. Постдокторантура (post-doctorate) – новый
уровень подготовки современного менеджера // Материалы
Международной заочной научно- практической конференции
«Теория и практика современного менеджмента».– 2010 г. Россия,
Новосибирск.
4 Кабатаева Б.С. Карьера в академическом обществе США // Вестник
КазНУ им. аль-Фараби. Серия педагогическая.–2012. – № 3 (37). – С. 65-69.
5 Смагулов Н. Чего ждать от реформы?// Казахстанская правда, 2003. Электронный ресурс, режим свободного доступа:
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1071647340
6 Кабатаева Б.С. Необходимость совершенствования системы
подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике
Казахстан // Сборник материалов семинара «Формирование
интеллектуального потенциала страны в условиях глобализации
для цели устойчивого развития ». – Алматы, 2012. – С. 101-107.
Жүктелулер
Как цитировать
Kabatayeva, B. S., & Kabatayeva, R. S. (2016). О дальнейшем совершенствовании системы подготовки научных кадров высшей квалификации в Республике Казахстан. Қазақстан Республикасында ғылыми мамандарды дайындау жүйесінің әрі қарай жетілдіру туралы. ҚазҰУ хабаршысы. Педагогикалық серия, 43(3). вилучено із https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/74
Шығарылым
Бөлім
Инновационное развитие вузов