Система образования как инструмент конструирования национальной идентичности. Білім беру жүйесі ұлттық ұқсастықты құрастыру құралы ретінде.

Авторы

  • O. O. Usenko Казахский Национальный Университет им аль-Фараби

Ключевые слова:

национальная идентичность, школьный учебник, образование, образ Украины, этнос, нация, политическая нация. ұлттық ұқсастық, мектеп оқулығы, білім беру, Украина бейнесі, этно-ұлт, саяси ұлт.

Аннотация

В статье используется социологический подход к изучению образования как инструмента конструирования национальной идентичности. Представлены результаты проведенного исследования по изучению содержания школьных учебников для начальной школы в рамках курса «Я и Украина» (для учащихся 1-4 классов начальной школы). Результаты исследования показали, что через школьное образование передается определенный дискурс – дискурс патриотизма, гражданской ответственности, национальных героев и т. д. – посредством которого конструируется национальная идентичность. В совре менной Украине существуют размытые представления о «содержании» украинской нацио нальной идентичности. Это прослеживается также на ранних стадиях формирования идентичности – в школьном образовании, где школьные учебники содержат элементы обеих версий нациостроительства – этно-нации и гражданской нации. Мақалада білім беруді зерделеу ұлттық ұқсастықты құрастыру құралы ретінде əлеуметтік бағытта қарастырылады. Мақалада «Я и Украина» (бастауыш мектептің 1-4 сынып оқушыларына арналған) курс негізінде мектептегі оқу құралының мазмұнын зерделеуде жүргізілген зерттеу жұмыстарының қорытындысы берілген. Зерттеу қорытындысы бойынша мектептік білім беру арқылы патриотизм, азаматтық жауапкершілік, ұлттық батырлардың жəне т.б. көмегімен ұлттық ұқсастықты құрастыруға болады. Қазіргі заманғы Украинада украиндық ұлттық ұқсастық мазмұны туралы ұғымның толық мəнділігі жоқ. Бұл мазмұнында этно-ұлттық жəне азаматтық ұлттық элементтері бар мектеп оқулықтарының төменгі сыныптарында кездесетінімен қарастырылады.

Библиографические ссылки

1 Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля / П. Бурдье // Поэтика и политика: Альманах Рос.-франц. центра
социологии и философии / Рос. акад. наук. Ин-т социологии. Ин-т эксперимент. социологии. – СПб.: Алетейя, 1999. – С. 125–166.
2 Филипова О.А. Образование как фактор формирования национальной идентичности в глобализирующемся обществе // Глобальные проб лемы человечества как фактор трансфор-
мации образовательных систем / под общ. ред. В.И. Астаховой. – Харьков, 2008.
3 Popson N. The Ukrainian History Textbook: Introducing Children to the «Ukrainian Nation» / N. Popson // Nationalities Papers. – 2001. – Vol. 29 –
N 2. – P. 325–350.
4 Портнов А. Terra hostica: образ России в украинских школьных учебниках истории после 1991 года [Электронный ресурс] / А. Портонов // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. – 2004. – № 36. – Режим доступа: http://www.nz-online.ru/print.phtml?aid=25011097.
5 Снежкова И. Формирование этнических представлений украинских и русских школьников / И. Снежкова //Социологические исследова-
ния. – 2004. – № 11. – С. 83–89.
6 Филиппова О. «Прошлое» как социальный капитал: школьные учебники истории и проблема формирования национальной идентичности / О. Филиппова // Вчені записки Харківського
гуманітарного університету «Народна українська академія». – 2007. – Т. 13. – С.138–147.
7 Филиппова О.А. Музей как публичное пространство конструирования и репрезентации идентичности: Приднестровье как case study /
О.А.Филиппова // Методологiя, теорiя та практика соцiологiчного аналiзу сучасного суспiльства. – Харків: Вид-во ХНУ ім. В.Н. Каразіна, 2007. – С. 401-409.
8 Филиппова О. Украинская «региональность», политика идентичностей и поиски оснований консолидации // Методологія, теорія
та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. Збірник наукових праць – Харків: Вид. центр Харківського університету, 2003. – С. 261-266.
9 Филиппова О. «Футболіємо разом»: коллективное производство и потребление украинской национальной идентичности // Методологія,
теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства. Збірник наукових праць – Харків: Вид. центр Харківського університету, 2006. – С. 258-265.
10 Filippova O. Politics of identity through school primers: discursive construction of legitimate image of state, nation and society in Soviet
and independent Ukraine // Anthropology of East Europe Review – 2009, Spring – Vol. 27, Issue 1 – Р. 29-37
11 Филлипс Л.Дж. и Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод: пер. с англ. – Харьков, 2004. – С. 15.
12 Програми для середньої загальноосвітньої школи 1-4 класи. – К.: Початкова школа, 2006.
13 Душко Л. Реалізація громадянського виховання молодших школярів на основі краєзнавчої тематики курсу «Я і Україна» [електронний ре-
сурс] / Л.Душко. – 2009. – Режим доступу: http://osvita.ua/school/theory/6504 .
14 Я і Україна. Навколишній світ і я. 1 клас. Посібник для вчителя. Навчальна книга – Тернопіль: Богдан, 2003. – С. 73.
15 Бібік Н.М. Я і Україна. Віконечко. Підручник для 1 класу / Н.М. Бібік, Н.С. Коваль. – К.: Генеза, 2007. – 120 с.
16 Байбара Т.М. Я і Україна. Підручник для 2 класу / Т.М Байбара, Н.М. Бібік. – К.: Форум, 2002. – 144 с.
17 Байбара Т.М. Я і Україна. Підручник для 3 класу / Т.М Байбара, Н.М. Бібік. – К.: Форум, 2003. – 177с.
18 Байбара Т.М. Я і Україна. Підручник для 4 класу. – К.: Форум, 2004. – 176 с.

Загрузки

Опубликован

2016-01-18

Выпуск

Раздел

История. Методология современного образования..