Перспективные направления формирования эмоционально- ценностного отношения школьников к химическим знаниям. Оқушылардың химиялық білімдерге эмоционалды- құндылықтық қатынастарын қалыптастырудың перспективалық бағыттары.

Авторы

  • S. V. Roman Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Ключевые слова:

эмоционально- ценностное отношение к знаниям, ценности химической науки, школьное химическое образование, білімдерге деген эмоционалды-құндылықтық қатынастар, химия ғылымының құндылықтары, мектепте химиялық білім беру,

Аннотация

В статье автором предпринята попытка поиска путей разрешения противоречия между потенциальными возможностями химии как средства развития ценностной сферы личности и несформированность и у школьников ценностного отношения к химическим знаниям. Эффективному формированию эмоционально- ценностного отношения школьников к химическим знаниям будет способствовать представление химии как фундаментальной науки, играющей важную роль в формировании личности благодаря огромному аксиологическому потенциалу, который предлагается рассматривать как систему таких ценностей – научной, мировоззренческой, воспитательной (гуманистической), общекультурной, исторической, валеологической, превентивной, практической (прикладной), природоохранной, политехнической и профориентационной. Это также значительно облегчит введение аксиологических (ценностных) начал в процесс преподавания химии.

Мақалада автордың тұлғаның құндылық аймағын дамытудың құралдары ретіндегі химияның потенциалды мүмкіндіктері мен оқушылардың химиялық білімдерге деген құнды қатынасының қалыптаспауы мәселелеріндегі қарама-қайшылықтардың шешілу жолдарын іздестіруге деген ұмтылысы қарастырылған. Оқушылардың химиялық білімдерге деген эмоционалды-құндылықты қатынастарының тиімді қалыптасуында орасан зор аксиологиялық әлеуетіне орай тұлға дамуына маңызды болып табылатын ғылыми, әлемтану, тәрбиелік (гуманистік), жалпы мәдени, тарихи, валеологиялық, ескертушілік, тәжірибелік (қолданбалы), табиғат қорғаушылық, политехникалық
және кәсіби бағытталушылық құндылықтар жүйесі негізінде қарастырылатын химияның іргелі ғылым ретінде танылуы ықпал етеді. Бұл сонымен бірге химияны оқыту процесіне аксиологиялық (құндылықтық) бастауларды енгізуді айтарлықтай жеңілдетеді.

Библиографические ссылки

1 Анисимов О. С. Цели и ценности в сущностном определении
и построении программ субъекта жизнедеятельности (теория и практика) / О. С. Анисимов// Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 178 – 189.
2 Грехнёв В. С. Ценностные основания процессов образования
и образованности людей в современном обществе / В. С. Грехнёв // Философия и общество.– 2010. – № 3. – С. 40 – 55.
3 Романов К. В. Ценностное ядро образования как выбор жизненного пути / К. В. Романов // Школьные технологии. – 2012. – № 4. – С. 18 – 25.
4 Зорина Л. Я. Ценности естественнонаучного образования / Л. Я. Зорина// Педагогика.– 1995. – № 3. – С. 29 – 33.
5 Идиатулин В. Гуманистическая парадигма в естественнонаучном образовании / В. Идиатулин // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2005. – № 8. – С. 31 – 36.
6 Макеева М. В. Экологическое воспитание на уроках химии / М. В. Макеева // Химия. Прил. к газ. «Первое сентября». – 2010. – № 14. – С. 6 – 12.
7 Лябин М. Роль курса общей химии в формировании системы социоэкологических знаний / М. Лябин // Alma mater (Вестник
высшей школы).– 2006. – № 10. – С. 29 – 31.
8 Бурчак Л., Бурчак C. Проблема цiннiсного вiдношення учнiв до знань з наук природничого циклу // Педагогiчнi засади формування гуманiстичних цiнностей природничоi освiти, ii спрямованостi на розвиток особистостi (Х Каришинськi читання):зб. матерiалiв мiжнар. наук.-практ. конф. (29-30 трав. 2003 р.). – Полтава: АСМI, 2003. – С. 219-222.
9 Системно-аксиологический подход как поиск новой парадигмы при обучении химии в системе непрерывного образования «школа– колледж– вуз» / Г. Н. Фадеев, Н. Н. Двуличанская, С. А. Матакова, А. А. Волков // Современные
тенденции естественнонаучного образования: фундаментальное университетское образование : [сб. / под общ. ред. акад. В. В. Лунина]. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. – С. 130 – 138.
10 Ильченко
В. И. Духовно-гуманитарный потенциал естественнонаучных дисциплин / В. И. Ильченко, А. Т. Проказа // Педагогика. – 2005. – № 3. – С. 117 – 122.
11 Роман С.В. Задачи эколого-гуманистического содержания
в школьном курсе химии / С.В. Роман // Вестник КазНУ. Серия
«Педагогические науки ». – 2013. – № 1(38). – С. 94-101.
12 Роман С.В. Хiмiчний експеримент як специфiчний
метод формування еколого- гуманiстичних цiнностей школярiв
// Science and Education a New Dimension. – Budapest, 2013. – Vol. 9: Pedagogy and Psychology. – P. 126-130.

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

Теория и методика воспитательной работы