К вопросу о новой парадигме обучения в условиях информационного общества. Ақпараттық қоғам жағдайындағы оқытудың жаңа парадигмалары туралы.
Ключевые слова:
информационное общество, инфокоммуникационная грамотность, инфокоммуникационная культура, электронное обучение, и ақпараттық қоғам, ақпараттық коммуникативтік сауаттылық, ақпараттық коммуникативтік мəдениет, электронды оқыту, білім беруді ақпараттандыру,Аннотация
В статье рассматриваются подходы к новой парадигме обучения в условиях информационного общества, раскрываются цели, условия и результаты электронного обучения. Выстраивая модель инфокоммуникационной личности школьника и учителя, мы исходили из того, что личность представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. Сформированность признаков инфокоммуникационной грамотности предоставляет основу для формирования инфокоммуникационной компетентности, которая формирует инфокоммуникационную культуру человека и т.д. Чтобы учитель осознал новую парадигму обучения и смог выстроить новую режиссуру урока, у него должна быть сформирована инфокоммуни- кационная культура. Инфокоммуникационная грамотность личности – совокупность знаний и умений, позволяющих работать с ИКТ в учебно-познавательной (ученику) или профессиональной (учителю) де- ятельности на уровне продвинутого пользователя. Учитель, уже не являясь основным и единственным источником знаний, превращается в тьютора, который не просто транслирует ученику входную учебную информацию, а организует работу ученика с учебным материалом, взаимодействие учащихся между собой в учебных целях, консультирует их и оказывает поддержку в случае необходимости. Mақалада ақпараттық қоғам жағдайындағы оқытудың жаңа парадигмасының амалдары қарастырылады, электронды оқытудың мақсаты, шарттары мен нəтижелері айқындалады. Мектеп оқушысы жəне мұғалімнің тұлғалық ақпараттық коммуникативтік моделін жасауда біз тұлғаның жаңа мазмұнмен толығып, үнемі жетіліп, өзгеріп отыратын динамикалық даму жүйесін басшылыққа алдық. Ақпараттық коммуникативтік сауаттылық белгілері ақпараттық коммуникативтік құзыреттіліктің қалыптасуына негіз болады, ал адамның ақпараттық коммуникативтік құзыреттілігі оның ақпараттық коммуникативтік мəдениетін жəне т.б. қалыптастырады. Мұғалімнің оқытудың жаңа парадигмаларын түсініп, сабақтың жаңа режиссурасын құрастыра алуы оның ақпараттық коммуникативтік мəдениетінің қалыптасуына ықпал етеді. Тұлғаның ақпараттық коммуникативтік сауаттылығы – бұл АКТ ( оқушыға ) оқу-танымдық іс-əрекетте жəне (мұғалімге) ше- бер қолданушы деңгейінде кəсіби əрекетте жұмыс жасауға мүмкіндік туғызатын білім жəне біліктердің жиынтығы. Мұғалім бұл жерде негізгі жəне жалғыз білім беруші ғана емес, сонымен қатар оқушының оқу материалымен жұмыс жасауын ұйымдастыратын, оқу мақсатында өзара əрекетке түсетін, қажет жағдайда кеңес беретін, оқушыға алуы тиіс ақпараттық материалдарды жеткізетін тьюторға да айналады.Библиографические ссылки
1 Новейший философский словарь /сост. А.А. Грицанов – Минск. Изд. В.М.Скакун, 1998. – С. 504.
2 Кун Т. Структура научных революций. − М.: Прогресс, 1977. − С. 11.
3 Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек. – М.: Московский гуманитарный университет, 2006.
4 Кови С. Восьмой навык. От эффективности к величию. – М., 2007.
5 Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики //Педагогика. – 2007. – № 6. – C. 3-10.
6 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / под ред С.А. Смирнова. − М.:Академия, 1998.
7 Brown B., Ober R., Joar R.I., Webb, Jeannine N. The Florida Taxonomy of Cognitive Behaviors // Institute for Development of human Resources, the University of Florida. – Gaines-ville, 1968.
8 Maslow A.H. Motivation and Personality. – New York: Harper and Row, 1954. Rodgers C.R. Freedom to learn. – Colombus, Ohio: Merril, 1969.
9 Levis H.G., Purkey W.W. Factories of families. – University of Florida, 1970.
10 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.
11 Шаталов В.В. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – М.,1988. – С.141-204.
12 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. –1997. − №4. − С. 12-17.
13 Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.06. – Ростов н/Д, 1999.
14 Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: учебное пособие. – М.-Тверь: Научная книга, 2009.
15 Чакликова А.Т. Научно-теоретические основы формирования межкультурно-коммуникативной компетенции в условиях информатизации иноязычного образования: автореф. ... докт. пед. наук: 13.00.02. − Алматы, 2009.
16 Сандакова Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: дисс. ... докт.филос. наук: 09.00.11. − Улан-Удэ, 2003.
17 Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? // Библиотековедение. – 2001. – № 1. − С.34-44.
18 Образование для мирового сообщества.// Образование: сокрытое сокровище. – Париж. ЮНЕСКО, 1997.
19 Лотман Ю.М. Феномен культуры. Избр. статьи в 3 тт. – Таллинн, 1992. – Т. 1. – С. 34-45.
20 Кочетова А.А. Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная
деятельность субъектов образования: Монография / под ред. 3.И. Васильевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
21 Нургалиева Г.К. e-Learning – платформа новой парадигмы обучения и условие массового качественного образования – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://nci.kz/ru/content/e-learning-platforma-novoy-paradigmy-obucheniyai-uslovie-massovogo-kachestvennogo. Дата обращения: 11.03.2014.
22 Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. − М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
2 Кун Т. Структура научных революций. − М.: Прогресс, 1977. − С. 11.
3 Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек. – М.: Московский гуманитарный университет, 2006.
4 Кови С. Восьмой навык. От эффективности к величию. – М., 2007.
5 Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики //Педагогика. – 2007. – № 6. – C. 3-10.
6 Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие / под ред С.А. Смирнова. − М.:Академия, 1998.
7 Brown B., Ober R., Joar R.I., Webb, Jeannine N. The Florida Taxonomy of Cognitive Behaviors // Institute for Development of human Resources, the University of Florida. – Gaines-ville, 1968.
8 Maslow A.H. Motivation and Personality. – New York: Harper and Row, 1954. Rodgers C.R. Freedom to learn. – Colombus, Ohio: Merril, 1969.
9 Levis H.G., Purkey W.W. Factories of families. – University of Florida, 1970.
10 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – М., 1990.
11 Шаталов В.В. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / сост. И.Н. Баженова. – М.,1988. – С.141-204.
12 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. –1997. − №4. − С. 12-17.
13 Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.06. – Ростов н/Д, 1999.
14 Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: учебное пособие. – М.-Тверь: Научная книга, 2009.
15 Чакликова А.Т. Научно-теоретические основы формирования межкультурно-коммуникативной компетенции в условиях информатизации иноязычного образования: автореф. ... докт. пед. наук: 13.00.02. − Алматы, 2009.
16 Сандакова Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: дисс. ... докт.филос. наук: 09.00.11. − Улан-Удэ, 2003.
17 Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? // Библиотековедение. – 2001. – № 1. − С.34-44.
18 Образование для мирового сообщества.// Образование: сокрытое сокровище. – Париж. ЮНЕСКО, 1997.
19 Лотман Ю.М. Феномен культуры. Избр. статьи в 3 тт. – Таллинн, 1992. – Т. 1. – С. 34-45.
20 Кочетова А.А. Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная
деятельность субъектов образования: Монография / под ред. 3.И. Васильевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009.
21 Нургалиева Г.К. e-Learning – платформа новой парадигмы обучения и условие массового качественного образования – [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://nci.kz/ru/content/e-learning-platforma-novoy-paradigmy-obucheniyai-uslovie-massovogo-kachestvennogo. Дата обращения: 11.03.2014.
22 Гершунский Б.С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. − М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Загрузки
Как цитировать
Artykbayeva, E. V. (2016). К вопросу о новой парадигме обучения в условиях информационного общества. Ақпараттық қоғам жағдайындағы оқытудың жаңа парадигмалары туралы. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 41(1). извлечено от https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/48
Выпуск
Раздел
Электронное обучение и дистанционное образование