ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПАРАДИГМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Авторы

  • S Puzikova Казахский Национальный университет имени аль-Фараби http://orcid.org/0000-0003-1445-4516
  • A Rakhmatilla Казахский Национальный университет имени аль-Фараби
  • D Tolemis Казахский Национальный университет имени аль-Фараби
  • I Ishigova Казахский Национальный университет имени аль-Фараби

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES.2020.v62.i1.07

Аннотация

Статья посвящена анализу факторов, приводящих к синдрому профессионального выгорания и условиям его профилактики в педагогическом сообществе в контексте современной парадигмы управления. Цель исследования: определить направления совершенствования организационной культуры педагогического коллектива как условия, предупреждающего появление признаков профессиональной деформации педагога. Целевая выборка: 114 респондентов со стажем педагогической работы более 1 года. Использованы: сравнительно-сопоставительный метод анализа источников, методика К. Маслач и С. Джексон на определение уровня психического выгорания, анкетирование для исследования влияния организационных (внешних) факторов на развитие синдрома эмоционального выгорания. Исследование показало средний уровень профессиональной деформации педагогов, хотя симптомы данного явления в отдельных случаях явно выражены. Как показал опрос учителей, почти у 60 % опрошенных нет возможности для полноценного отдыха после рабочего для восстановления сил. Авторы исследования предложили рекомендации, способствующие формированию институционального «иммунитета», противостоящего истощению физических и моральных сил работников педагогической сферы в условиях модернизации современной казахстанской школы. Существующие проблемы возможно разрешить, опираясь на выработанные современной наукой и практикой положения современной парадигмы управления. Ключевые слова: профессиональное выгорание педагогов, модернизация образования, организационная культура учреждения. 

Загрузки

Опубликован

2020-04-15

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования