Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. Болашақ педагогтердің инновациялық іс-әрекетке дайындығын қалыптастыру.

  • S. Trapitsyn Российский государственный педагогический университет, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы подготовки будущих педагогов
к инновационной деятельности. Описаны требования, условия,
результаты такой подготовки, дается характеристика основных
направлений ее организации и совершенствования, анализируются
различные аспекты готовности педагоговк инновационной
деятельности. Сегодня исследователи различают два типа
инновационных феноменов в образовательной сфере: педагогическую
инноватику (инновации в системе образования)и инновационное
обучение. Целенаправленное формирование готовности будущих
педагогов к инновационной деятельности требует создания
следующих условий: – высокий уровень сформированной готовности
к инновационной деятельности преподавателей, осуществляющих
процесс подготовки будущих учителей; – включение будущих
педагогов в реальную практику инновационного образования путем
чередования индивидуальных (консультации, творческие задания),
групповых (лекции, семинары) и коллективных (ролевые игры,
дискуссии, тренинги) форм организации подготовки,направленной
на формирование готовности к инновационной деятельности;
– овладение будущими учителями приемами рефлексивного анализа
собственной деятельности; – применение в образовательном процессе
информационных технологий для создания контекстных, проективных
образовательных ситуаций. Учитывая особенности инноваций
в образовании и требования, предъявляемые к современному
учителю, можно выделить два основных направления подготовки
будущих педагогов к инновационной деятельности: – связанное
с планированием и организацией инновационного образовательного
процесса; – связанное с развитием личностных и профессиональных
качеств будущего педагога, необходимых для инновационной
деятельности. Предложены рекомендации по реализации данных
направлений.

Мақалада болашақ педагогтардың инновациялық іс-әрекетке
дайындығы мәселесі қарастырылады. Мұндай дайындық талаптары,
шарттары, нәтижелері сипатталған. Оны ұйымдастырумен жетілдірудің
негізгі бағыттарының сипаттамасы берілген. Педагогтардың инновациялық іс-әрекетке дайындығының әртүрлі аспекттері талданды.
Бүгінгі таңда зерттеушілер білім беру саласында инновациялық феноменнің екі түрін бөліп көрсетеді: педагогикалық инновация
(білім беру жүйесіндегі инновация) және инновациялық оқыту.
Мақсатқа бағытталған болашақ педагогтарды инновациялық іс-әрекетке дайындығын қалыптастыру мынадай шарттарды жасауды
талап етеді: − оқытушылардың инновациялық іс-әрекетке дайындығын
қалыптастырудың жоғары деңгейі, болашақ мұғалімдерді дайындау
үдерісі; − болашақ педагогтарды инновациялық іс-әрекетке дайындығын қалыптастыруға бағытталған инновациялық білім
берудің шынайы тәжірибесі жолдарын жеке (кеңес беру, шығармашылық тапсырмалар), топтық (дәріс, семинар) және ұжымдық
(рөлдік ойындар, пікірталас, тренингтер) түрлерін кезегімен ұйымдастыруды енгізу. − болашақ мұғалімдердің өз іс-әрекетінде
рефлексиялық талдау тәсілдерін меңгеруі; − контекстік, жобалық
білім беру жағдаяттарын жасау үшін білім беру үдерісінде ақпараттық
технологияларды қолдану. Қазіргі мұғалімге қойылатын талаптар және
білім берудегі инновациялар ерекшелігін есепке алып, болашақ
педагогтардың инновациялық іс-әрекетке дайындаудың негізгі
бағытын көрсетуге болады: − инновациялық білім беру үдерісін
жоспарлау және ұйымдастыруға байланысты; − инновациялық
іс-әрекетке қажетті болашақ педагогтың кәсіби және тұлғалық дамуына
байланысты. Ұсынымдар берілген бағыттарды жүзеге асыру бойынша
ұсынылған.

Литература

1 Иванова С.П. Психологическое сопровождение профессиональной
подготовки психологов МЧС России: монография. – СПб.: Изд-во. Астерион, 2011.
2 Исследование процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов: коллективная монография
/ под ред. Г.А. Бордовского – СПб.: Изд-во «Лема», 2011.
3 Компетентностный подход в педагогическом образовании:
коллективная монография / под ред. В.А. Козырева–СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2004.
4 Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
5 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.
6 Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики.
– М.: Педагогический поиск, 2007.
7 Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху.– Казань,
1992.
8 Пригожин А.И. Инноваторы как социальная категория // Методы
активизации инновационных процессов. – М., 1998.
9 Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997
10 Совершенствование образовательных программ и технологий
подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере
образования: монография // под науч. редакцией Г.А. Бордовского
– СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
11 Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория,
практика: научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
Как цитировать
TRAPITSYN, S.. Формирование готовности будущих педагогов к инновационной деятельности. Болашақ педагогтердің инновациялық іс-әрекетке дайындығын қалыптастыру.. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 42, n. 2, jan. 2016. ISSN 2520-2650. Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/68>. Дата доступа: 20 sep. 2021
Раздел
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.

Ключевые слова

инновационная педагогическая деятельность; готовность к инновационной деятельности; подготовка педагогов; инновационная культура; инновационный образовательный процесс; инновациялық іс-әрекет; инновациялық педагогикалық іс-әрекет; инновациялық іс-әрекетке

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.