актуализация французского опыта гуманизации педагогического образования для украины: организационные уроки. Педагогикалық білім беруді ізгілендірудің француздық тәжірибесін Украина үшін өзектендіру: ұйымдастыру сабақтары.
Ключевые слова:
гуманизация, педагогическое образование Франции, личность учителя, Университетский институт подготовки учителей, гуманизация образования, ізгілік, Франциядағы педагогикалық білім беру, мұғалім тұлғасы, мұғалімдерді дайындаудың университеттік институттары,Аннотация
В статье рассматриваются актуальные для совершенствования украинской системы педагогического образования уроки гуманизации французской профессиональной подготовки учителей в организационном аспекте. Под гуманизацией педагогического образования понимается такая организация педагогического процесса, которая направлена на развитие каждой отдельной личности педагога и предполагает формирование у него механизмов самовоспитания и самообучения посредством удовлетворения его базовых потребностей в образовании. Цель педагогической подготовки французские ученые видят в том, чтобы помочь развиться личности учителя, который обладает одновременно новым стилем педагогического мышления, т.е. педагогической рефлексией и высоким профессионализмом Основное внимание автора сосредоточено на раскрытии перспектив сотрудничества внешних и внутренних участников педагогического процесса в реформировании системы педагогического образования в контексте гуманизации; осуществления профессиональной подготовки учителей в условиях специализированного высшего педагогического учебного заведения; получения педагогической специальности на базе диплома о базовом высшем образовании; совершенствования системы отбора молодежи, склонной к педагогической профессии. К организационным уроком автор относит: (1) кооперацию руководства системы образования с национальным профсоюзом учителей, вузов, СМИ, политических партий, общественного мнения, администрации на местном уровне; (2) создание университетского института подготовки учителей; (3) введение конкурсных экзаменов для будущих учителей. Перспектива дальнейших научных исследований в определении дидактических (содержательных и процессуальных) уроков из французского опыта гуманизации педагогического образования для усовершенствования украинской системы профессиональной подготовки учителей на современном этапе. Мақалада украиналық педагогикалық білім беру жүйесінде мұғалімдерді кәсіби дайындауды ізгілендіру сабақтарын француздық ұйымдастыру аспектісінде жетілдірудің өзектілігі туралы айтылады. Әр педагогтің тұлғалық дамуына бағытталған және олардың білім алудағы базалық қажеттіліктерін қанағаттандыруға құрал болатын өзін-өзі тәрбиелеу және өзін-өзі оқыту механизмдерінің қалыптасуын қарастыратын педагогикалық үдерісті ұйымдастыру педагогикалық білім беруді ізгілендіру деп түсіндіріледі. Француз ғалымдары педагогикалық дайындықтың мақсатын педагогикалық ойлаудың жаңа стилі және жоғары кәсібилік пен педагогикалық рефлексия ретінде біруақытта мұғалім тұлғасының дамуына көмектесуден көреді. Автордың негізгі ойы білім беруді ізгілендіру контексінде педагогикалық үдеріске ішкі және сыртқы қатысушылардың қызметтестігінің болашағын педагогикалық білім беру жүйесін реформалауға; мұғалімдерді арнайы жоғары оқу орындары жағдайында кәсіби дайындауға; педагогикалық мамандықты базалық жоғары диплом негізінде алуға; педагогикалық мамандықтарға бейім жастарды таңдау жүйесін жетілдіруге бағытталады. Ұйымдастырылған сабақтарға автор: (1) білім беру жүйесінің басшылығын; жоғары оқу орындарының, мұғалімдердің ұлттық кәсіподағын, БАҚ, саяси партияларды, қоғамдық көзқарастарды, жергілікті басқарудағы әкімшілікті; (2) мұғалімдерді дайындаудың университеттік институттарын және (3) болашақ мұғалімдерге конкурстық емтихандар енгізуді жатқызады. Ғылыми зерттеулердің алдағы болашағы қазіргі кезеңде француздық тәжірибеде ұйымдастырылған дидактикалық сабақтар аясында мұғалімдерді кәсіби дайындауда педагогикалық білімді ізгілендірудің украиндық жүйесін жетілдіруді анықтауға негіз болады.Библиографические ссылки
1 Многоуровневое педагогическое образование. Концепция базовой гуманитарной подготовки бакалавра в педагогическом университете. – СПб.: Образование, 1994. – Вып. 1. – 32 с.
2 Харченко Т. Г. Гуманізація сучасної педагогічної освіти у Франції: теорія і практика : монографія / Тетяна Гадульзянівна Харченко. – Луганськ : Вид-во ДЗ „ЛНУ імені Тараса Шевченка”, 2013. – 560 с.
3 Prost A. L’évolution de la formation des enseignants de 1960 à 1990 / А. Prost // Recherche et formation: Formation continuedes enseignants. – 1999. – № 32. – Р. 9 – 24.
4 L oi d’orientation du 10.07.1989 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.siwadam.сom/hmm/ enf3. htm.
5 L iste des IUFM de France [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.education.gouv.fr/cid3891/liste-desi. u.f.m.html
6 Condette J.-F. Histoire de la formation des enseignants en France (XIXe – XXe Siècles) / J.-F. Condette // Paris : L’Harmattan, 2007. – 356 p.
7 B ancel D. Créer une nouvelle dynamique de la formation des maîtres / D. Bancel. – Paris : Ministère de l’Education Nationale, de la jeunesse et des sports, 10 octobre 1989. – 19 р.
8 Рекомендації Всеукраїнської наради ректорів з питань розвитку педагогічної освіти України та її інтеграції в європейський освітній простір (Проект, м. Харків, 29 – 30 верес. 2004 р.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : old.tnpu. edu.ua/php1/include/resurs/kms/10/2.doc.
9 Лопаткин В. М. Проблемы педагогического образования в России / В. М. Лопаткин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://наука-и-культура.рф/journals/archive/28/42150/
10 Guide des études: Professeur des collèges et lycées ou conseiller principal de l’éducation / J. Ginestié. – IUFM de l’académied’Aix-Marseille : Service des Publications, 2006. – 31 p.
11 Guide des études: Professeur des écoles / J. Ginestié. – IUFM de l’académie d’Aix-Marseille : Service des Publications, 2006.– 28 p.
2 Харченко Т. Г. Гуманізація сучасної педагогічної освіти у Франції: теорія і практика : монографія / Тетяна Гадульзянівна Харченко. – Луганськ : Вид-во ДЗ „ЛНУ імені Тараса Шевченка”, 2013. – 560 с.
3 Prost A. L’évolution de la formation des enseignants de 1960 à 1990 / А. Prost // Recherche et formation: Formation continuedes enseignants. – 1999. – № 32. – Р. 9 – 24.
4 L oi d’orientation du 10.07.1989 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.siwadam.сom/hmm/ enf3. htm.
5 L iste des IUFM de France [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.education.gouv.fr/cid3891/liste-desi. u.f.m.html
6 Condette J.-F. Histoire de la formation des enseignants en France (XIXe – XXe Siècles) / J.-F. Condette // Paris : L’Harmattan, 2007. – 356 p.
7 B ancel D. Créer une nouvelle dynamique de la formation des maîtres / D. Bancel. – Paris : Ministère de l’Education Nationale, de la jeunesse et des sports, 10 octobre 1989. – 19 р.
8 Рекомендації Всеукраїнської наради ректорів з питань розвитку педагогічної освіти України та її інтеграції в європейський освітній простір (Проект, м. Харків, 29 – 30 верес. 2004 р.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : old.tnpu. edu.ua/php1/include/resurs/kms/10/2.doc.
9 Лопаткин В. М. Проблемы педагогического образования в России / В. М. Лопаткин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://наука-и-культура.рф/journals/archive/28/42150/
10 Guide des études: Professeur des collèges et lycées ou conseiller principal de l’éducation / J. Ginestié. – IUFM de l’académied’Aix-Marseille : Service des Publications, 2006. – 31 p.
11 Guide des études: Professeur des écoles / J. Ginestié. – IUFM de l’académie d’Aix-Marseille : Service des Publications, 2006.– 28 p.
Загрузки
Как цитировать
Kharchenko., T. G. (2016). актуализация французского опыта гуманизации педагогического образования для украины: организационные уроки. Педагогикалық білім беруді ізгілендірудің француздық тәжірибесін Украина үшін өзектендіру: ұйымдастыру сабақтары. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 40(3). извлечено от https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/172
Выпуск
Раздел
Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.