Digital humanities в педагогическом образовании: тенденции и перспективы развития проектной деятельности
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES20258218Аннотация
Исследование посвящено вопросу применения цифровых исследований в гуманитарных науках в рамках педагогического образования. В статье рассмотрены предпосылки возникновения направления Digital Humanities, фундаментальные исследования в этой области. Обоснована актуальность цифровых исследований в гуманитаристике базирующаяся на процессах глобализации и цифровизации в области образования в Республике Казахстан. Статья освещает различные аспекты использования цифровых инструментов и ресурсов для оптимизации обучения и повышения эффективности педагогической деятельности, рассматриваются примеры успешной реализации проектов Digital Humanities в педагогической практике, исследуются потенциальные области применения этих технологий в будущем. Основной идеей исследования становится применение методов цифровой гуманитаристики в педагогическом образовании, которое помогает современным педагогам быть более эффективными и адаптироваться к изменяющимся требованиям образовательной среды. Актуальность предпринятого исследования обоснована повышенным интересом современного научного сообщества к применению цифровых инструментов в гуманитарных исследованиях. Об этом свидетельствует большое количество научных публикаций, посвященных инновационным цифровым подходам к анализу и интерпретации литературного произведения. В результатах исследования представлены возможности применения методов Digital Humanities в образовательной траектории: развитие цифровых навыков, анализ большого массива данных, персонализированное обучение, сотрудничество и обмен знаниями, развитие критического мышления. Опрошено 500 учителей школ Казахстана. В качестве основной формы работы с Digital Humanities авторами исследования мыслятся проектные технологии, позволяющие учащимся развить критическое мышление, аналитическое мышление и способность к самоорганизации в научно-поисковой деятельности. Статья призвана расширить понимание о возможностях Digital Humanities в контексте педагогического образования и проектной деятельности и стимулировать дальнейшее исследование и применение современных цифровых технологий в учебном процессе.
Ключевые слова: Digital Humanities, образование, проектные технологии, цифровые возможности в образовании, цифровые гуманитарные исследования, таймлайн, междисциплинарный подход.
