Digital humanities в педагогическом образовании: тенденции и перспективы развития проектной деятельности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258218
        163 67

Аннотация

Исследование посвящено вопросу применения цифровых исследований в гуманитарных науках в рамках педагогического образования. В статье рассмотрены предпосылки возникновения направления Digital Humanities, фундаментальные исследования в этой области. Обоснована актуальность цифровых исследований в гуманитаристике базирующаяся на процессах глобализации и цифровизации в области образования в Республике Казахстан. Статья освещает различные аспекты использования цифровых инструментов и ресурсов для оптимизации обучения и повышения эффективности педагогической деятельности, рассматриваются примеры успешной реализации проектов Digital Humanities в педагогической практике, исследуются потенциальные области применения этих технологий в будущем. Основной идеей исследования становится применение методов цифровой гуманитаристики в педагогическом образовании, которое помогает современным педагогам быть более эффективными и адаптироваться к изменяющимся требованиям образовательной среды. Актуальность предпринятого исследования обоснована повышенным интересом современного научного сообщества к применению цифровых инструментов в гуманитарных исследованиях. Об этом свидетельствует большое количество научных публикаций, посвященных инновационным цифровым подходам к анализу и интерпретации литературного произведения. В результатах исследования представлены возможности применения методов Digital Humanities в образовательной траектории: развитие цифровых навыков, анализ большого массива данных, персонализированное обучение, сотрудничество и обмен знаниями, развитие критического мышления. Опрошено 500 учителей школ Казахстана. В качестве основной формы работы с Digital Humanities авторами исследования мыслятся проектные технологии, позволяющие учащимся развить критическое мышление, аналитическое мышление и способность к самоорганизации в научно-поисковой деятельности. Статья призвана расширить понимание о возможностях Digital Humanities в контексте педагогического образования и проектной деятельности и стимулировать дальнейшее исследование и применение современных цифровых технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: Digital Humanities, образование, проектные технологии, цифровые возможности в образовании, цифровые гуманитарные исследования, таймлайн, междисциплинарный подход.

Биографии авторов

С. Бегалиева, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

доктор педагогических наук, доцент, и.о. профессора Казахского национального университета имени Аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан, e-mail: sbegalieva@mail.ru)

Б. Джолдасбекова , Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

доктор филологических наук, профессор, член корреспондент НАН РК, декан филологического факультета, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби(г.Алматы, Казахстан, e-mail:  baiyan_zh@mail.ru)

Е. Шмакова , Таразский региональный университет М.Х. Дулати, г. Тараз, Казахстан

магистр пед. наук, старший преподаватель Таразского регионального университета им. М.Х. Дулати(г.Тараз, Казахстан, e-mail:  alena-low2008@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Бегалиева, С., Джолдасбекова , . Б., & Шмакова , Е. (2025). Digital humanities в педагогическом образовании: тенденции и перспективы развития проектной деятельности. Journal of Educational Sciences, 82(1), 90–100. https://doi.org/10.26577/JES20258218

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование