Социальные практики наставничества как фактор профессионального развития молодых сельских педагогов

Авторы

  • Ж. Киынова Казахский национальный женский педагогический университет, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-9139-1128
  • Ә. Құрманқұлова Казахский национальный женский педагогический университет, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-3664-3131
  • А. Еркебекова Казахский национальный женский педагогический университет, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-1036-4353
  • Ш. Умирханова Казахский национальный женский педагогический университет, г.Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-5514-2810

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258217
        113 55

Аннотация

Развитие движения наставничества в казахстанских школах требует ее институционализации как ресурса профессионального развития педагогов. Цель статьи – проанализировать содержание и основные формы организации профессионального взаимодействия сельских молодых педагогов с наставниками, а также определить проблемные «зоны» в реализации программ наставничества в сельских общеобразовательных и малокомплектных  школах.

Авторы аргументируют тезис о том, что развитие движения наставничества в казахстанских школах требует ее институционализации на основе трансформации программ подготовки и переподготовки педагогических кадров.

С целью выявления основных форм организации профессионального взаимодействия молодых педагогов с наставниками были проведены анкетирование и интервью среди молодых и опытных сельских педагогов Алматинской области, основную часть которых составили выпускники Казахского национального женского педагогического университета.

В ходе интервьюирования молодых сельских педагогов на вопрос о том, какие формы профессионального развития предпочитают молодые сельские педагоги, были получены ответы, которые позволяют определить проблемные «зоны» в реализации программ наставничества в сельских школах. Согласно данным интервью только 16,3% начинающих учителей готовы получать консультации от наставников. Напротив, большинство молодых педагогов предпочитают самообразование (32,7%) и курсы повышения квалификации, включая мастер-классы, семинары, онлайн-курсы и вебинары (26%). Всего 9,6% указали предметные методические объединения как одну из эффективных форм профессионального развития, несмотря на то, что они призваны оказывать методическую помощь начинающему учителю.

Авторы приходят к выводу о том, что нормативное регулирование статуса учителя-наставника и внедрение институционализации наставничества как части программы введения в профессию окажет непосредственное влияние на усиление педагогического потенциала страны и повышение роли непрерывного профессионального развития сельских педагогов.

Ключевые слова: профессиональное развитие, профессиональная адаптация, институционализация наставничества, сельскиe  учителя

Загрузки

Как цитировать

Киынова, Ж., Құрманқұлова, Ә., Еркебекова, А., & Умирханова, Ш. (2025). Социальные практики наставничества как фактор профессионального развития молодых сельских педагогов. Journal of Educational Sciences, 82(1), 78–88. https://doi.org/10.26577/JES20258217

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования