Особенности преподавания географии в малокомплектной школе
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES202582114Аннотация
Система образования претерпевает кардинальные и масштабные изменения, что неизбежно сказывается на сельских школах, особенно на малокомплектных. Будучи важным звеном государственной образовательной системы, сельские малокомплектные школы являются основным инструментом подготовки кадров для сельскохозяйственного производства и развития сельской культуры. Организация образовательного процесса в таких школах выдвигает особые требования к подготовке учителя и его профессиональной деятельности. В статье проводится анализ перспектив и проблем развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на современном этапе, рекомендации по обучению географии в малокомплекстных школах. Отдельно, рассматривается их роль в сохранении населённых пунктов, расширении традиционных отраслей хозяйства, улучшении демографической ситуации и создании культурно-образовательного пространства в сельских сообществах. Исследовательские результаты направлены на предоставление методической помощи учителям и повышение качества образования в малокомплектных школах. Обобщены методические приемы (интеграция предметов, «вертикальная работа») и задания в преподавании географии для МКШ. Проведен экспертный опрос 25 учителей МКШ Туркестанской области. Преподавание географии в малокомплектных школах сопряжено с уникальными проблемами и возможностями, которые определяются размером школы, наличием ресурсов и составом учащихся. Эти школы, часто расположенные в сельской местности или в малонаселенных районах, обычно объединяют несколько классов в одном классе, что требует применения инновационных подходов к преподаванию, чтобы учесть разновозрастные группы и потребности в обучении.
Ключевые слова: образование, малокомплектная школа, объединённый класс.
