Особенности преподавания географии в малокомплектной школе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES202582114
        154 83

Аннотация

Система образования претерпевает кардинальные и масштабные изменения, что неизбежно сказывается на сельских школах, особенно на малокомплектных. Будучи важным звеном государственной образовательной системы, сельские малокомплектные школы являются основным инструментом подготовки кадров для сельскохозяйственного производства и развития сельской культуры. Организация образовательного процесса в таких школах выдвигает особые требования к подготовке учителя и его профессиональной деятельности.  В статье проводится анализ перспектив и проблем развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на современном этапе, рекомендации по обучению географии в малокомплекстных школах. Отдельно, рассматривается их роль в сохранении населённых пунктов, расширении традиционных отраслей хозяйства, улучшении демографической ситуации и создании культурно-образовательного пространства в сельских сообществах. Исследовательские результаты направлены на предоставление методической помощи учителям и повышение качества образования в малокомплектных школах. Обобщены методические приемы (интеграция предметов, «вертикальная работа») и задания в преподавании географии для МКШ. Проведен экспертный опрос 25 учителей МКШ Туркестанской области. Преподавание географии в малокомплектных школах сопряжено с уникальными проблемами и возможностями, которые определяются размером школы, наличием ресурсов и составом учащихся. Эти школы, часто расположенные в сельской местности или в малонаселенных районах, обычно объединяют несколько классов в одном классе, что требует применения инновационных подходов к преподаванию, чтобы учесть разновозрастные группы и потребности в обучении.

Ключевые слова: образование, малокомплектная школа, объединённый класс.

Биографии авторов

Д. Керимбаева, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

PhD докторант по образовательной программе «8D01503 -География»,  Казахский национальный университет имени аль-Фараби (г.Алматы, Казахстан. e-mail: dikosh-84@mail.ru)

А. Булент, Университет Гази, г. Анкара, Турция

Университет Гази, педагогический факультет Гази, образование в области социальных наук (г.Анкара, Турция, e-mail: abulent@gazi.edu.tr )

С. Каупенбаева, Казахский Национальный университет имени аль-Фараби, г.Алматы, Казахстан

PhD, старший преподаватель по образовательной программе «Культурология», Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан. e-mail: samal_75@inbox.ru)

Н. Набиева , Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г.Алматы

магистрант кафедры религиоведения и культурологии факультета философии и политологии Казахского национального университета имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, эл.почта: naizi_erzhan@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Керимбаева . D., Булент A. ., Каупенбаева S. ., & Набиева N. (2025). Особенности преподавания географии в малокомплектной школе. Journal of Educational Sciences, 82(1), 169–176. https://doi.org/10.26577/JES202582114

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин