Применение преподователями искусственного интеллекта: трансформационные возможности и риски в университетском образовании
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES20258325Аннотация
В настоящем исследовании рассматриваются потенциальные риски и проблемы, возникающие при интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему высшего образования с позиции профессорско-преподавательского состава казахстанских вузов. На фоне быстрого развития ИИ и его активного внедрения в различные сферы особое внимание уделяется его влиянию на преобразование образовательного процесса. Основная цель работы – выявить особенности восприятия ИИ преподавателями, оценить его воздействие на качество преподавания и проанализировать возможные угрозы, связанные с использованием ИИ-инструментов в учебном процессе. Основная задача исследования заключается в комплексном анализе отношения профессорско-преподавательского состава к внедрению ИИ в образовательную среду, а также в определении его положительных и отрицательных аспектов и выявлении основных сложностей и рисков, сопутствующих применению данных технологий.
Методологическая база исследования построена на применении как количественных, так и качественных методов сбора данных. В выборку вошли 180 преподавателей высших учебных заведений, работающих в трёх стратегически важных регионах страны – Астане, Алматы и Талдыкоргане. При формировании выборки учитывались различные параметры, включая дисциплинарную принадлежность (гуманитарные, технические и творческие направления), тип учебного заведения (национальные, государственные и частные) и академический статус участников (профессора, доценты, старшие преподаватели и молодые специалисты). Предварительный анализ показал, что 60% опрошенных уже применяют ИИ-инструменты (например, ChatGPT, Grammarly, QuillBot) в своей профессиональной деятельности, 30% знакомы с технологиями, но пока не используют их, а 10% занимают скептическую позицию в отношении их внедрения.
Ключевые слова: искусственный интеллект, высшее образование, обучающиеся, цифровая компетентность, академическая честность, инновационные технологии, информационные технологии.
