Применение преподователями искусственного интеллекта: трансформационные возможности и риски в университетском образовании

Авторы

  • А. Жунусбекова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-7598-4081
  • С. Аскаркызы Казахский национальный университет искусств имени К. Байсеитовой, Астана, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-1325-2146

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258325
        182 106

Аннотация

В настоящем исследовании рассматриваются потенциальные риски и проблемы, возникающие при интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему высшего образования с позиции профессорско-преподавательского состава казахстанских вузов. На фоне быстрого развития ИИ и его активного внедрения в различные сферы особое внимание уделяется его влиянию на преобразование образовательного процесса. Основная цель работы – выявить особенности восприятия ИИ преподавателями, оценить его воздействие на качество преподавания и проанализировать возможные угрозы, связанные с использованием ИИ-инструментов в учебном процессе. Основная задача исследования заключается в комплексном анализе отношения профессорско-преподавательского состава к внедрению ИИ в образовательную среду, а также в определении его положительных и отрицательных аспектов и выявлении основных сложностей и рисков, сопутствующих применению данных технологий.

Методологическая база исследования построена на применении как количественных, так и качественных методов сбора данных. В выборку вошли 180 преподавателей высших учебных заведений, работающих в трёх стратегически важных регионах страны – Астане, Алматы и Талдыкоргане. При формировании выборки учитывались различные параметры, включая дисциплинарную принадлежность (гуманитарные, технические и творческие направления), тип учебного заведения (национальные, государственные и частные) и академический статус участников (профессора, доценты, старшие преподаватели и молодые специалисты). Предварительный анализ показал, что 60% опрошенных уже применяют ИИ-инструменты (например, ChatGPT, Grammarly, QuillBot) в своей профессиональной деятельности, 30% знакомы с технологиями, но пока не используют их, а 10% занимают скептическую позицию в отношении их внедрения.

Ключевые слова: искусственный интеллект, высшее образование, обучающиеся, цифровая компетентность, академическая честность, инновационные технологии, информационные технологии.

Биографии авторов

А. Жунусбекова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Алматы, Казахстан

PhD, и.о. ассоциированного профессора кафедры начального обучения,e-mail: a.zhunusbekova@ abaiuniversity.edu.kz

С. Аскаркызы, Казахский национальный университет искусств имени К. Байсеитовой, Астана, Казахстан

PhD, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, e-mail: samalaskarkyzy@gmail.com

Загрузки

Как цитировать

Жунусбекова, А., & Аскаркызы, С. (2025). Применение преподователями искусственного интеллекта: трансформационные возможности и риски в университетском образовании. Journal of Educational Sciences, 83(2), 52–66. https://doi.org/10.26577/JES20258325

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование