Психолого-педагогическая поддержка детей с РАС: сравнительно-правовой анализ международного опыта
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES20258329Аннотация
В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост числа детей с расстройством аутистического спектра, что требует совершенствования законодательных и педагогических подходов к их поддержке. Цель исследования – сравнительно-правовой анализ международных систем специальной психолого-педагогической поддержки детей с расстройством аутистического спектра, выявить эффективные практики и определить возможности их адаптации в национальные условия.
Работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость: теоретическая заключается в систематизации и обобщении зарубежного опыта, практическая – в формулировании рекомендаций для развития систем поддержки детей с расстройством аутистического спектра. Методология исследования включает компаративный, контент-анализ, анализ кейсов и количественную обработку данных. Использован системный и личностно-ориентированный подходы.
Основные результаты исследования показали, что наиболее успешными являются модели, опирающиеся на раннюю диагностику, индивидуализацию образовательных траекторий и активное участие семей. Также выявлены различия в законодательных системах и уровне развития практик в разных странах. Ценность работы заключается в комплексном рассмотрении нормативно-правового и практического опыта, что позволяет обоснованно рекомендовать пути совершенствования национальной политики в области инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра. Практическое значение результатов состоит в возможности применения выявленных эффективных моделей и подходов для улучшения систем специальной психолого-педагогической поддержки в различных национальных контекстах.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, инклюзивное образование, специальная психолого-педагогическая поддержка, сравнительно-правовой анализ, международный опыт.
