Поэтапное формирование умственных действий и понятий П.Я. Гальперина: инновационный подход
Аннотация
В данной статье предпринята попытка оценить значение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина как первой ступени развития деятельностной теории усвоения социального опыта и показать актуальность использования его как метода планомерно-поэтапного формирования в целях исследования становления и развития психической деятельности человека. Раскрывается значимость фундаментальных положений теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий П.Я. Гальперина для дальнейшего развития деятельностной теории учения.Обосновываются значимость, актуальность и эффективность использования созданной П.Я. Гальпериным теории планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий в практике обучения вообще и в практике школьного обучения, в частности, а также других форм образования. Показаны роль и значение ученого в систематизации так называемых базовых характеристик предметно-специфического умения, способы их отработки, а также связи этих характеристик с актуализируемостью.
Таким образом, более чем 60-летняя история существования и развития теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий П.Я. Гальперина дает все основания утверждать, что научно-обоснованное использование этого подхода позволяет успешно реализовывать многие теоретико-методологические и практические проблемы.
Ключевые слова: деятельностный подход, психологическая теория деятельности, деятельностная теория учения, теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий, структура деятельности.
Как цитировать
ZHANTIKEYEV, S; AIMAGANBETOVA, O; BIMAGAMBETOVA, Zh.
Поэтапное формирование умственных действий и понятий П.Я. Гальперина: инновационный подход.
Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 59, n. 2, p. 58-65, sep. 2019.
ISSN 2520-2650.
Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/578>. Дата доступа: 02 mar. 2021
doi: https://doi.org/10.26577/JES.2019.v59.i2.06.
Раздел
Психолого-педагогические исследования