Поэтапное формирование умственных действий и понятий П.Я. Гальперина: инновационный подход
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2019.v59.i2.06Аннотация
В данной статье предпринята попытка оценить значение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина как первой ступени развития деятельностной теории усвоения социального опыта и показать актуальность использования его как метода планомерно-поэтапного формирования в целях исследования становления и развития психической деятельности человека. Раскрывается значимость фундаментальных положений теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий П.Я. Гальперина для дальнейшего развития деятельностной теории учения.
Обосновываются значимость, актуальность и эффективность использования созданной П.Я. Гальпериным теории планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий в практике обучения вообще и в практике школьного обучения, в частности, а также других форм образования. Показаны роль и значение ученого в систематизации так называемых базовых характеристик предметно-специфического умения, способы их отработки, а также связи этих характеристик с актуализируемостью.
Таким образом, более чем 60-летняя история существования и развития теории поэтапного (планомерного) формирования умственных действий П.Я. Гальперина дает все основания утверждать, что научно-обоснованное использование этого подхода позволяет успешно реализовывать многие теоретико-методологические и практические проблемы.
Ключевые слова: деятельностный подход, психологическая теория деятельности, деятельностная теория учения, теория поэтапного (планомерного) формирования умственных действий, структура деятельности.