История и потенциал арт-терапии в профилактике социальных фобий студентов
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES.2019.v61.i4.02Аннотация
В cтaтьe paccмaтpивaютcя ocoбeннocти профилактической paбoты по социальным фобиям молодежи. По данным ВОЗ, в нacтoящee вpeмя увеличилось количество дeтей и молодежи с таким диагнозом. Это является важным аргументом в пользу необходимости раннего выявления и профилактики социальных фобий с целью предотвращения тяжелой дезадаптации, развития устойчивых неадекватных защитных механизмов, возникновения сопутствующих заболеваний, таких как тяжелая депрессия и алкоголизм. Также, характерным показанием для профилактики является неспособность из-за страхов продолжать учиться, работать, формировать устойчивые социальные связи и т. д. В данном процессе необходима и важна работа социального педагога. В статье предложена периодизация развития исследований по профилактике социальных фобий. Выделены 3 этапа – донаучный, зарождения исследований (начальный период), современных исследований. В статье рассмотрены факторы, влияющие на развитие социальных фобий молодежи. В рамках исследования была разработана программа профилактики у студентов социальных фобий. В эксперименте участвовали 60 студентов Казахского национального университета им.аль-Фараби. Диагностика проводилась методом LSAS. Программа коррекции включала арт-терапевтические методы, занятия проводились по программе, рассчитанной на 30 часов. Показана положительная динамика после опытно-педагогической работы профилактики социальных фобий методами арт-терапии. Ключeвыe cлoвa: социальная фобия, профилактика, фобия, программа, профилактическая работа, арт-терапия, страхи, социально-педагогические методы.