Особенности профессиональной деформации сельских учителей. Ауыл мұғалімдерінің кәсіби деформациялану ерекшеліктері.

Авторы

  • A. B. Mukasheva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби
  • D. I. Mukhataeva. Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Ключевые слова:

педагогическая деятельность, профессиональная деформация, сельский учитель, эмоциональное состояние, усталость, раздражительность, феминизированность, стресс, педагогикалық іс-әрекет, кәсіби құлдырау, ауыл мұғалімі, эмоционалдық күй, шаршау, беймазасыздық,

Аннотация

В статье авторы рассматривают особенности профессиональной деформации сельских учителей. Изучают взгляды современных исследователей на профессиональную деформацию учителей. Авторы статьи провели исследование, которое помогло выявить, насколько сельские учителя осведомлены о профессиональной деформации, с какими трудностями в своей профессиональной деятельности они сталкиваются. В ходе исследования применялись определенные методики. Авторы статьи провели исследование, которое помогло выявить, насколько сельские учителя осведомлены о профессиональной деформации, с какими трудностями в своей профессиональной деятельности они сталкиваются. В ходе исследования применялись определенные методики. В заключение авторами подчеркивается, что не все учителя сельских школ осведомлены в вопросах, касающихся профессиональных деформаций педагогов и ее профилактики. Мақалада авторлар ауыл мұғалімдерінің кәсіби күйреу ерекшеліктері және қазіргі зерттеушілердің мұғалімдердің кәсіби құлдырауына қатысты көзқарастары қарастырылады. Мақала авторлары ауыл мұғалімдерінің кәсіби құлдырау туралы қаншалықты хабардар, олар өздерінің кәсіби қызметінде қандай қиындықтарға тоғысатынын анықтауға мүмкіндік беретін зерттеу жүргізді. Зерттеу барысында белгілі бір әдістемелер қолданылды. Қорытындыда авторлар ауыл мектептерінің барлық мұғалімдері педагогтардың кәсіби құлдырауына және оның алдын алуға қатысты барлық сұрақтардан хабардар емес екендігін көрсетеді.

Библиографические ссылки

1 Маркова А.К. Психология профессионализма– М., 1996. – 308 с.
2 Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя– Л., 1967. – 183 с.
3 Зеньковский В.В. Педагогика – М., 1996. – 59 с.
4 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения– Ростов-на-Дону,1996. – 509 с.
5 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя//Вопросы психологии.– 1994, № 6. – С.57-64.
6 Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося //Вопросы психологии. – 1980, № 5. – С.46-59.
7 Коновальчук А. Н. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей. – Автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата психологических наук.– Нижний Новгород,2008 – 27 с.
8 Казыханова Д.А. Педагогические факторы развития
самообразования учителя сельской школы:дис. … канд. пед.
наук – Казань, 1994. – 132 с.
9 Мынбаева А.К., Маликова Н. Профилактика профессиональных деформаций // Вестник КазНУ им.аль-Фараби. Серия «Педагогические науки». – 2011. – №2 (33). – С. 25-30.
10 Ахметова Г.К., Мынбаева А.К., Маликова Н.А. Профессиональные деформации личности педагога:
теоретические основы и профилактика: монография. – Алматы:
Қазақ университеті, 2012. – 102 с.

Загрузки

Опубликован

2016-05-01

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования