Становление и развитие дирижерско-хорового образования в Казахстане. Қазақстандағы дирижерлік-хорлық білім берудің қалыптасуы мен дамуы.

  • A. A. Smetova. Казахский национальный университет искусств
  • A. B. Mukasheva. Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Аннотация

В статье авторы раскрывают историю становления и развития дирижерско-хорового образования в Казахстане. Вхождение Казахстана в СССР способствовало развитию музыкального искусства, направленную на формирование письменной музыкальной традиции, включающей композиторское и исполнительское творчество. Авторы подчеркивают, что открытые в административных центрах – Кызыл–Орде, Семипалатинске, Алма–Ате – драматические театры, в которых были первые попытки группового исполнения казахских песен, сыграли свою определенную роль в организации хорового искусства. В Казахстане становлению и дальнейшему развитию хорового искусства и дирижерско-хорового образования в целом способствовали первые организаторы хоровых коллективов. В их числе необходимо выделить таких выдающихся личностей, как П. Виноградов, Р. Макатов, К. Джандарбеков, И. Коцык. В 30-е годы ХХ века известными хоровыми коллективами руководили Д. Мацуцин, Б.Лебедев. Открытие в 1944 году Алма-Атинской консерватории способствовало дальнейшему развитию дирижерско-хорового образования в Казахстане. Основателем кафедры дирижирования был видный хормейстер и педагог Борис Васильевич Лебедев. На современном этапе кафедру хорового дирижирования возглавляет народный артист РК профессор Б.А. Жаманбаев, который внес огромный вклад в развитие дирижерско-хорового образования в РК.
Мақалада авторлар Қазақстандағы дирижерлік-хорлық білім берудің қалыптасуы мен даму тарихын көрсетеді. Қазақстанның КСРО-ға енуі композиторлық және орындаушылық шығармашылықты өндіретін жазбаша музыкалық дәстүрді қалыптастыруға бағытталған музыкалық шығармашылықтың дамуына ықпал етті. Авторлар әкімшілік орталықтарда – Қызылордада, Семейде, Алматыда ашылған қазақ әндерін топтық орындаудың алғашқы бастамалары жүзеге асқан драма театрлары хор өнерін ұйымдастыруда белгілі бір рөл атқарғанын атап өтеді. Ұсынылған мақалада авторлар Қазақстандағы хор өнері мен дирижерлік-хорлық білім берудің қалыптасуы мен әрі қарай дамуына хор ұжымдарының алғашқы ұйымдастырушылары ықпал еткенін атап өтеді. Олардың ішінен П. Виноградов, Р. Макатов, К. Джандарбеков, И. Коцык сияқты ұлы тұлғаларды көрсету қажет. ХХ ғасырдың 30-жылдары белгілі хор ұжымдарына Д. Мацуцин, Б. Лебедев жетекшілік етті.

Литература

1 Арикайнен Г.Л. В помощь слушателям университета культуры. Хоровое пение в Казахстане.– Алма–Ата, 1965.
2 Джумакова У., Кетегенова Н. Казахская музыкальная
литература 1920–1980. – Алма-Ата: Ғылым, 1995.
3 Алданазарова Б.Ж. Краткий курс лекций по казахской хоровой литературе.– Алматы:Классик,1995.
4 Ахметова Г. Восхождение маэстро и казахская капелла.– Алматы,
1999.
5 АхметоваМ.М. Традиции казахской песенной культуры.– Алма- Ата: Наука, 1984.
6 Дюсембинова Р.К. Становление и развитие музыкального образования в Республике Казахстан.– Талдыкорган,Казахстан
// www.library.wksu.kz. – Дата доступа 30.12.2014
7 Какимова Л.Ш. Междисциплинарные связи
в дирижерско-хоровой подготовке будущего учителя музыки // Вопросы музыкальной педагогики,теории,истории,методики и исполнительства: Межвузовский сборник научных трудов.– Алматы, 2000. – 106 с.
8 Алибекова, Б.Э. Казахское хоровое искусство сегодня / Б.Э. Алибекова // Музыкальная академия.– № 4. – 2011. –С. 60–68.
9 Койбагарова Г.А. Роль мышления в деятельности дирижера-хормейстера // Актуальные проблемы музыкально-педагогического
образования:Межвузовский сборникнаучных статей Республиканской
научно-практической конференции, посвященной 70-летию О.Байдильдаева.– Алматы: Комплекс,2002. – 136 с.
Как цитировать
SMETOVA., A. A.; MUKASHEVA., A. B.. Становление и развитие дирижерско-хорового образования в Казахстане. Қазақстандағы дирижерлік-хорлық білім берудің қалыптасуы мен дамуы.. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, [S.l.], v. 44, n. 1, may 2016. ISSN 2520-2650. Доступно на: <https://bulletin-pedagogic-sc.kaznu.kz/index.php/1-ped/article/view/278>. Дата доступа: 20 sep. 2021
Раздел
История. Методология современного образования..

Ключевые слова

дирижерско-хоровое образование; хоровой коллектив; музыкальное искусство; творчество; хоровые произведения; народные песни;дирижерлік-хорлық білім беру; хор ұжымы; музыкалық өнер; шығармашылық; хор шығармашылығы; халық әндері;

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

Особенность: этот модуль требует, что бы был включен хотя бы один модуль статистики/отчетов. Если ваши модули статистики возвращают больше одной метрики, то пожалуйста также выберите главную метрику на странице настроек сайта администратором и/или на страницах настройки управляющего журналом.