Ведение и использование блога как средства развития коммуникативных умений учителей физики
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.08Аннотация
В современной системе образования невозможно представить процесс обучения без использования Интернета, который стал незаменимым инструментом для всех субъектов образования. В настоящий момент участниками образовательного процесса широко используются современные технологии в качестве основы передачи и накопления знаний. Набирающим популярность направлением обучения является технология ведения и использования образовательного блога, которая позволяет учителю более эффективно планировать процесс обучения, а также обобщать и оценивать его результаты. С развитием данной сферы произошла трансформация блога в средство межличностного общения и в массовую коммуникативную среду, обладающую интерактивностью, оперативностью, свободой высказывания. Тем не менее, не каждый учитель на сегодняшний день обладает навыками и знаниями в области информационных технологий, достаточными для эффективного ведения и использования образовательного блога.
Целью исследования - определение отношения учителей физики, работающих в организациях среднего образования области Жетысу Республики Казахстан, к необходимости ведения и использования блога в качестве средства развития коммуникативных умений. В эмпирической части исследовании приняли участие 116 учителей физики, был использован метод анкетирования. При обработке результатов посчитана частота ответов. В результате проведенного исследования было выявлено, что большинство опрошенных педагогов благосклонно относятся к ведению и использованию на уроках физики образовательных блогов наряду с традиционными средствами обучения. Выявлена необходимость проведения на уровне организаций образования обучающих семинаров и курсов по ведению и использованию образовательных блогов для того, чтобы у учителей физики сформировалось понимание принципов и методов его ведения и использования. Также в статье выявлена необходимость разработки стратегий управления образовательным блогом для понимания учителями того, как интегрировать, использовать и поддерживать образовательный блог в обучении физике, а также эффективного использования времени и сил при ведении блога. Кроме того, сделан вывод о необходимости продолжения исследований по решению проблем, которые могут возникнуть у учителей при ведении и использовании образовательного блога в качестве дополнительного инструмента в обучении физике.
Ключевые слова: образовательный блог, коммуникативные умения, информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, качество обучения, преподавание физики, информационные средства обучения.