SCRATCH – Среда программирования в инклюзивном образовании особенности применения в практике проектно-ориентированного обучения

Авторы

  • А. Ерсултанова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан https://orcid.org/0000-0003-4770-6265
  • Н. Карелхан Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан https://orcid.org/0000-0001-8293-9887

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.09
        65 40

Аннотация

Цифровая грамотность играет ключевую роль в формировании инклюзивного образовательного пространства, которое может адаптироваться к уникальным потребностям каждого учащегося, обеспечивая равный доступ к образованию. В результате преподавания предмета «Информатика» в общеобразовательных школах не предусмотрены конкретные примеры проектов и педагогических методов, успешно применяемых в инклюзивном образовании через компьютерные программы, например, с помощью Scratch. То есть, возникает необходимость формирования у особых детей навыков вычисления, мышления с помощью программных средств. В этой связи, в исследовательской работе была поставлена цель выявить специфику обучения с использованием Scratch – среды проектно-ориентированного метода обучения в инклюзивных классах. Для достижения этой цели сначала были выявлены условия и проанализирован опыт проектного метода обучения общеобразовательных школ на республиканском уровне. Во-вторых, разработана учебная программа проектных заданий, формирующих системное мышление учащихся, составленная в среде Scratch-программирования. Определена эффективность проектно-ориентированного метода обучения и внедрены пути практической реализации через проведение факультативного занятия класса «программирование в среде Scratch» по разработанной учебной программе.

В дополнение к предложенной курсовой программе обучения разработан и внедрен в учебный процесс учебно – методический сборник практических заданий «создание проекта в Scratch-среде» и эффективность предложенных методов обучения определена в результате эксперимента.

Ключевые слова: Инклюзивная среда, проектно-ориентированное обучение, Scratch-среда программирования, информатика, цифровая грамотность, методика обучения, особые образовательные потребности.

 

Биографии авторов

А. Ерсултанова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан

докторант образовательной программы «Информатика», Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева (г.Астана, Казахстан, e-mail: aitkul.yersultanova@mail.ru)

Н. Карелхан, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан

доктор PhD , Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева (г. Астана, Казахстан, e-mail: knursaule@mail.ru. )

Загрузки

Как цитировать

Ерсултанова, А., & Карелхан, Н. (2024). SCRATCH – Среда программирования в инклюзивном образовании особенности применения в практике проектно-ориентированного обучения. Вестник КазНУ. Серия педагогическая, 80(3), 114–124. https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.09

Выпуск

Раздел

Инклюзивное образование