Образовательная практика по профориентационной работе среди выпускников
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES2024v80.i3.07Аннотация
В статье раскрываются проблемы выбора профессии выпускников школ, переходного периода для молодых людей (от учебы к работе), сложность с профессиональной ориентацией, и, как следствие, высокая безработица на рынке труда. Перечисленные проблемы охватывают многие государства мира. Одна из причин такого негативного роста связана, прежде всего, с изменениями в функционировании образовательной системы, что в итоге может привести к социально-экономическим рискам и социальному неравенству.
Другой причиной может быть существующая образовательная практика, которая во многом не обеспечивает заказ государства и общества на становление выпускника городской и сельской школы как субъекта социально-профессионального самоопределения. Фактически причины упираются в следующие факторы:
- низкий уровень профориентационного взаимодействия между образовательными организациями разного уровня, порождающий подмену практико-ориентированных форм профессиональной ориентации психологическими диагностиками и консультированием;
- использование устаревших неэффективных подходов без учета современных информационных технологий и другое.
Целью представленного исследования является выявление в региональном разрезе трансформации профессиональных предпочтений учеников старших классов городских и сельских школ как стратегии будущей занятости. В результате проведенного анкетирования среди выпускников школ авторы подготовили выводы и предложения по оптимизации дополнительной подготовительной и организационной работы среди школьников старших классов по улучшению методики проведения профориентационных мероприятий. Данные предложения легли в основу разработанной программы социологического опроса и документов для администраций школ с целью проведения ежегодного мониторинга по выявлению профессиональных предпочтений учащихся с учетом новых трендов на рынке занятости.
Ключевые слова: образование, школы, профессиональная подготовка выпускников, профессиональные предпочтения школьников, государственные образовательные гранты, регионы.