Формирование академической идентичности докторантов: важнейшие факторы и влияния

Авторы

  • К. Лоуренс Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан https://orcid.org/0000-0002-4740-4630
  • М. Ишкибаева Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан https://orcid.org/0009-0002-3859-2083
  • Ж. Абдыхалыкова Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан https://orcid.org/0000-0002-2541-2437

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258216
        148 78

Аннотация

В статье рассматривается, как студенты докторантуры в Казахстане формируют свою академическую идентичность как будущие ученые. В статье рассматриваются важнейшие факторы, влияющие на этот процесс, включая институциональные, личностные и социокультурные элементы. Цель исследования - понять, как формируется академическая идентичность докторантов на протяжении их обучения в аспирантуре, и оценить роль наставничества, академической самооэффективности и международных связей в формировании их идентичности как ученых. Был использован смешанный подход, включающий опрос 150 докторантов и полуструктурированные интервью с 20 участниками. Результаты показывают, что академическая самоэффективность повышается по мере прохождения студентами докторских программ, а те, кто находится на более поздних этапах, проявляют большую уверенность в публикациях и исследованиях. Наставничество было определено в качестве критического фактора: студенты, которые конструктивно взаимодействовали со своими руководителями, сообщали о более высокой самоэффективности. Кроме того, международный опыт, такой как посещение конференций и сотрудничество с зарубежными исследователями, в значительной степени способствовал формированию академической идентичности студентов. Однако были отмечены различия между дисциплинами: студенты, изучающие естественные науки, испытывали более структурированную поддержку и более высокую самоэффективность по сравнению со студентами, изучающими гуманитарные и социальные науки. Эти результаты подчеркивают важность обеспечения надежного наставничества и расширения возможностей для международного взаимодействия, особенно для студентов в областях с ограниченными ресурсами, для лучшей поддержки развития академической идентичности.

Ключевые слова: академическая идентичность, докторанты, академическая самоэффективность, наставничество, смешанный подход, проблемы публикации.

Биографии авторов

К. Лоуренс, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан

PhD, Член Британского психологического общества, профессор  в кафедре психологии Евразийском Национальном Университете им. Л.Гумилёва (г.Астана, Казахстан, e-mail: lawrence.kclement@gmail.com)

М. Ишкибаева, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан

PhD докторант 3 курса по специальности “Педагогика и психология” в Евразийском Национальном Университете им. Л.Гумилёва (г.Астана, Казахстан, e-mail: mmaratova575@gmail.com)

Ж. Абдыхалыкова, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана , Казахстан

PhD, ассоциированный профессор в кафедре психологии в Евразийском Национальном Университете им. Л.Гумилёва (г.Астана, Казахстан, e-mail: zhaskenti@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Лоуренс K. ., Ишкибаева M., & Абдыхалыкова Z. (2025). Формирование академической идентичности докторантов: важнейшие факторы и влияния. Journal of Educational Sciences, 82(1), 68–77. https://doi.org/10.26577/JES20258216

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические исследования