Формирование академической идентичности докторантов: важнейшие факторы и влияния
DOI:
https://doi.org/10.26577/JES20258216Аннотация
В статье рассматривается, как студенты докторантуры в Казахстане формируют свою академическую идентичность как будущие ученые. В статье рассматриваются важнейшие факторы, влияющие на этот процесс, включая институциональные, личностные и социокультурные элементы. Цель исследования - понять, как формируется академическая идентичность докторантов на протяжении их обучения в аспирантуре, и оценить роль наставничества, академической самооэффективности и международных связей в формировании их идентичности как ученых. Был использован смешанный подход, включающий опрос 150 докторантов и полуструктурированные интервью с 20 участниками. Результаты показывают, что академическая самоэффективность повышается по мере прохождения студентами докторских программ, а те, кто находится на более поздних этапах, проявляют большую уверенность в публикациях и исследованиях. Наставничество было определено в качестве критического фактора: студенты, которые конструктивно взаимодействовали со своими руководителями, сообщали о более высокой самоэффективности. Кроме того, международный опыт, такой как посещение конференций и сотрудничество с зарубежными исследователями, в значительной степени способствовал формированию академической идентичности студентов. Однако были отмечены различия между дисциплинами: студенты, изучающие естественные науки, испытывали более структурированную поддержку и более высокую самоэффективность по сравнению со студентами, изучающими гуманитарные и социальные науки. Эти результаты подчеркивают важность обеспечения надежного наставничества и расширения возможностей для международного взаимодействия, особенно для студентов в областях с ограниченными ресурсами, для лучшей поддержки развития академической идентичности.
Ключевые слова: академическая идентичность, докторанты, академическая самоэффективность, наставничество, смешанный подход, проблемы публикации.
