Роль медиаграмотности в профессиональной подготовке педагогов

Авторы

  • Г. Тазабекова Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан https://orcid.org/0009-0000-3864-2680
  • М. Шингарева Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан https://orcid.org/0000-0003-1866-035X
  • Г. Сманова Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан https://orcid.org/0000-0002-2316-8602

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258322
        168 56

Аннотация

Основной задачей любой образовательной системы является подготовка молодого поколения к активному и полноценному участию в различных сферах общественной жизни. Для достижения этой цели образовательный процесс направлен на формирование пяти ключевых компетенций, которые в совокупности помогают будущим специалистам успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда и реализовывать свой потенциал в информационном обществе. Среди этих компетенций особое место занимает информационная, которая определяется как способность и стремление эффективно использовать современные источники информации в профессиональной и повседневной деятельности. Эта компетенция включает целый спектр навыков, таких как поиск необходимой информации, оценка её достоверности, обработка, сохранение и применение для решения различных задач. В настоящем исследовании изучается роль медиаграмотности в системе профессиональной подготовки педагогов, с акцентом на её интеграцию в образовательный процесс. Были использованы смешанные методы исследования, включая качественный анализ литературных источников и количественное анкетирование. В опросе приняло участие 117 преподавателей школ и вузов Южно-Казахстанской области. Полученные результаты свидетельствуют о наличии значительного разрыва между теоретическим пониманием и практическими навыками медиаграмотности у педагогов, что подчеркивает необходимость целенаправленного профессионального развития в данной области. На основе анализа предложены рекомендации по интеграции медиаграмотности в образовательные программы подготовки педагогов, а также по организации краткосрочных курсов повышения квалификации, что позволит устранить выявленные пробелы и способствовать критическому использованию медиа в образовательной среде.

Ключевые слова: медиаграмотность, профессиональная подготовка, педагоги, образовательный процесс, критическое мышление, медиаинформация.

Биографии авторов

Г. Тазабекова, Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан

докторант образовательной программы «Подготовка педагога по иностранному языку: два иностранных языка», e-mail: janelya.12@mail.ru

М. Шингарева, Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан

к.ф.н., доцент кафедры английского языка , e-mail: logrus1976@mail.ru

Г. Сманова, Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан

кандидат педагогических наук, старший преподаватель , e-mail: gaziza_on@mail.ru

Загрузки

Как цитировать

Тазабекова, Г. ., Шингарева, М., & Сманова, Г. . (2025). Роль медиаграмотности в профессиональной подготовке педагогов. Journal of Educational Sciences, 83(2), 15–26. https://doi.org/10.26577/JES20258322

Выпуск

Раздел

Психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки специалистов.