Исследование использования искусственного интеллекта при преподавании химии в высших учебных заведениях: системный анализ и взгляды студентов

Авторы

  • Л. Бауыржан Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан https://orcid.org/0009-0006-8572-5482
  • А. Жылысбаева Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан https://orcid.org/0000-0001-9114-7582

DOI:

https://doi.org/10.26577/JES20258324
        319 155

Аннотация

В статье рассматривается влияние развития  технологий и роста доступности цифровых образовательных ресурсов на повышение качества обучения и трансформацию традиционных педагогических подходов при обучении химии. Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в процесс преподавания химии открывает новые возможности для персонализации обучения, повышения мотивации студентов и развития их аналитических и исследовательских навыков. Технологии ИИ позволяют эффективно адаптировать учебный материал, оптимизировать решение практических задач и обеспечивают более глубокое усвоение содержания дисциплины.

Настоящая статья посвящена системному анализу применения ИИ в преподавании химии в высших учебных заведениях. Рассматриваются ключевые аспекты интеграции ИИ в образовательную среду, выявляются его преимущества и возможные вызовы. Систематический анализ научной литературы по теме был проведён с использованием специализированных ключевых слов на базах данных Scopus и Google Scholar, что позволило выявить актуальные тенденции и подходы к применению искусственного интеллекта в образовательной сфере. Эмпирическую часть исследования составили результаты опроса 194 студентов из трёх ведущих университетов Южно-Казахстанского региона, направленного на изучение восприятия и опыта использования ИИ в процессе изучения химии. Полученные данные свидетельствуют о широком распространении ИИ-инструментов в преподавании химии и подтверждают их высокий потенциал при условии их целенаправленной и педагогически обоснованной интеграции в учебный процесс.

Ключевые слова: преподавание химии, искусственный интеллект (ИИ), машинное обучение, нейронные сети, ChatGPT, современные средства обучения, интеграция ИИ в образование.

 

Биографии авторов

Л. Бауыржан, Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан

докторант, e-mail: laurarahymjan@gmail.com

А. Жылысбаева , Южно-Казахстанский педагогический университет имени Ө.Жәнібеков, Шымкент, Казахстан

кандидат химических наук, доцент, директор института послевузовского образования, e-mail:zhylysbayeva.akkongyr@okmpu.kz

 

Загрузки

Как цитировать

Бауыржан L., & Жылысбаева A. . (2025). Исследование использования искусственного интеллекта при преподавании химии в высших учебных заведениях: системный анализ и взгляды студентов. Journal of Educational Sciences, 83(2), 39–51. https://doi.org/10.26577/JES20258324

Выпуск

Раздел

Электронное обучение и дистанционное образование